Если «Новое мышление» внедряют новые русские «мёртвые души»

Nov 11, 2009 10:27



Возвращаясь к роману Гоголя, необходимо отметить, что от Манилова Чичиков собирался заехать к Собакевичу, но в пути его перехватил Ноздрёв, к описанию этого героя мы теперь и перейдём.
Гоголь так его описывает: «Лицо Ноздрёва, верно, уже сколько-нибудь знакомо читателю. Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитными малыми, слывут ещё в детстве и в школе за хороших товарищей и при всём притом бывают весьма больно поколачиваемы. В их лицах всегда видно что-то открытое, прямое, удалое…»
«Но здоровые и полные щёки его так хорошо были сотворены и вмещали в себе столько растительной силы, что бакенбарды вырастали вновь и вновь, ещё даже лучше прежних. И что всего страннее, что может случиться только на одной Руси случиться, он чрез несколько времени уже встречался опять с теми приятелями, и встречался как ни в чём не бывало, и он, как говорится, ничего, и они, ничего».
Далее Гоголь продолжает: «Ноздрёв был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или же принуждены бывают вытолкать свои же приятели. Если всё же этого не случится, то всё-таки что-нибудь да будет такое, чего с другим никак не будет: или нарежется в буфете таким образом, что только смеётся, или проврётся самым жестоким образом, так что самому сделается совестно».
Как не вспомнить здесь памятное выступление Б.Н. Ельцина на Пленуме ЦК КПСС, отстранение от должности кандидата в члены Полютбюро ЦК КПСС, переход в МГК КПСС и постепенное возвращение к вершине власти.
Падение Ельцина с моста и длительное разбирательство этого инцедента по телевиденью было использовано Горбачёвым для компрометации Ельцина, но не помешало ему
сохранить ореол преследуемого властью мученика.
Следующий отрывок из романа Гоголя открывает черту характера Ноздрёва, характерную также и для Ельцина, которая определила, возможно, выбор последнего на роль самодержца российского. Вот этот отрывок из романа «Мёртвые души»: Прошедши порядочное расстояние, увидели точно границу, состоящую из деревянного столбика и узенького рва.
-Вот граница! - сказал Ноздрёв. - Всё, что ни видишь по эту сторону, всё это моё, и даже по ту сторону, весь этот лес, который вон синеет, и всё, что за лесом, всё моё».
Как здесь не вспомнить слова Ельцина, обращённые к региональным лидерам: «Берите столько власти, сколько вы сможете взять». Только лидеры Чечни поняли эти слова буквально, что закончилось длительным военным конфликтом, завершившимся умиротворением конфликта уже после ухода Ельцина.
Придя к власти Ельцину пришлось столкнуться практически с тем же раскладом политических сил, который оставил ему в наследство Горбачёв, но относившийся к нему с симпатией, в отличие от прежнего генсека. Однако «шоковая терапия» проведённая премьер-министром Гайдаром и последующая гиперинфляция быстро восстановили к Ельцину отрицательное отношение молчаливо-послушного большинства. Естественным отражением этого стало противостояние президента и Верховного Совета.
Об этом противостоянии, также как об отношении Ельцина к последующим президентским выборам достаточно ярко в романе Гоголя «Мёртвые души» описано в сцене игры между Ноздрёвым и Чичиковым в шашки на «мёртвые души».
- Давненько не брал я в руки!.. Э,э! Это, брат, что? Отсади-ка её назад! - говорил Чичиков.
- Кого?
- Да, шашку-то, - сказал Чичиков и в то же время увидел почти перед самым носом своим и другую, которая, как оказалось, пробиралась в дамки; откуда она взялась, это один только бог знал. - Нет, - сказал Чичиков, вставши из-за стола, - с тобой нет никакой возможности играть! Этак не ходят, по три шашки вдруг!..
- Я не плутовал, а ты отказаться играть не можешь, ты должен кончить партию!
- Этого ты меня не заставишь сделать, - сказал Чичиков хладнокровно и, подошедши к доске, смешал шашки…
- Так ты не хочешь доканчивать партии? - повторил Ноздрёв с лицом горевшим как в огне.
- Если бы ты играл, как прилично честному человеку. Но теперь не могу.
- А! Так ты не можешь, подлец! Когда увидел, что не твоя берёт, так и не можешь! Бейте его! - кричал он исступлённо, обратившись к Порфирию и Павлушке, а сам схватил в руку черешневый чубук. Чичиков стал бледен как полотно. Он хотел что-то сказать, но чувствовал, что губы его шевелились без звука.
В Российской империи, как мы помним из романа Гоголя, нашлась сила спасшая Чичикова и урезонившая распоясовшегося пьяницу, игрока, мошенника и дебошира. Именно здесь второй раз появляется образ тройки лошадей:
«Неожиданым образом звякнули вдруг, как с облаков, задребезжавшие звуки колокольчика, раздался ясно стук колёс подлетевшей к крыльцу телеги, и отозвались даже в самой комнате тяжёлый храп и тяжёлая одышка разгорячённых коней остановившейся тройки. Все невольно глянули в окно: кто-то, с усами, в полувоенном сюртуке, вылезал из телеги. Осведомившись в передней, вошёл он в ту самую минуту, когда Чичиков не успел ещё опомниться от своего страха и был в самом жалком положении, в каком когда-либо находился смертный.
- Позвольте узнать, кто здесь господин Ноздрёв? - сказал незнакомец, посмотревший в некотором недоумении на Ноздрёва, который стоял с чубуком в руке, и на Чичикова, который едва начал оправляться от своего невыгодного положения.
- Позвольте прежде всего узнать, с кем имею честь говорить? - сказал Ноздрёв, подходя к нему ближе.
- Капитан-исправник.
- А что вам угодно?
- Я приехал вам объявить сообщённое мне извещение, что вы находитесь под судом до времени окончания решения по вашему делу.
- Что за вздор, по какому делу? - сказал Ноздрёв.
- Вы были замешаны в историю, по случаю нанесения помещику Максимову личной обиды розгами в пьяном виде».
Достойное место в рассказах Ноздрёва занимает выпивка. При этом он упирает на своё знание французских вин, на некоторое в своём роде VIP происхождение приобретаемых напитков: «Шампанское у нас было такое - что перед ним губернаторское? Просто квас. Вообрази не клико, а какое-то клико-матрадура, это значит двойное клико. И ещё достал одну бутылочку французского под названием бон-бон. Запах? - розетка и всё что хочешь. Уж так покутили!..
Ноздрёв, несомненно, является самым живым из персонажей романа «Мёртвые души». Вот одно из его воспоминаний о прошлой жизни: «А какой, если б ты знал, волокита Кувшинов! Мы с ним были на всех почти балах. Одна была такая разодетая, рюши на ней, и трюши, и чёрт знает чего не было… я думаю себе только: «чёрт возьми!» А Кувшинников, то есть это такая бестия, подсел к ней и на французском языке подпускает ей такие комплименты… Поверишь ли, простых баб не пропустил. Это он называет попользоваться насчёт клубнички».
Именно во времена Ельцина, как зеркального отражения Ноздрёва, в России появляется мода на VIP происхождение всего, что было связано со вновь народившейся элитой, гламуром и прочей мишурой народившейся буржуазии и олигархии. Вновь народившиеся князи из грязи, казалось, пытались отмежеваться от борьбы с привилегиями, проводишейся Ельциным при советской власти, а соревновались в борьбе за привилегии.
Как мы помним, против Ельцина была возбуждена процедура импичмента по отрешению от должности Президента, за расстрел Белого дома, за фальсификацию президентских выборов и т.д.. Но бывший представитель «Ума, чести и совести нашей эпохи» уже настолько потерял облик порядочного человека, что ему не составило никакого труда прекратить эту последнюю попытку представителей народа сместить зарвавшегося пьяницу, игрока, мошенника и, по сути своей диктатора.

политика

Previous post Next post
Up