7 ноября в Национальном музее РБ состоялся “Круглый стол”, посвященный 240-летию Пугачевского бунта. Я участвовал как автор книги “
Пирамида Салавата”. Когда было представлено слово, сказал, примерно, следующие:
- Изучение значимого события нашей истории придавлено героизацией Салавата Юлаева. Он - национальный герой башкир, это факт, но нельзя превращать историю в постамент для культа Салавата. История не может быть национальной, как не может быть национальной таблица умножения. Если подгонять историю под народные сказания, то можно дойти до взятия Парижа башкирами и пленения Наполеона (это слышал собирающий фольклор Степан Злобин).
- Я против единой трактовки событий, к которой здесь призывали некоторые выступающие. Пусть будут разные мнения. Не следует начинять студентов как колбасу, нужно позволить выбирать и отстаивать свою точку зрения. Известный литератор, историк, профессор Московского университета Михаил Погодин, вспоминал: «всего важнее для образования в университете было общество, где студенты взаимною беседою образовывались».
Большую часть времени круглого стола занял
Азат Бердин, говорил он долго и брал слово много раз. Если мнение выступающих в чем-то сходилось с его представлением, Бердин одобрительно мотал головой, если нет - возражал, поучал и наставлял. Глядя на скучавших студентов, я вспомнил фрагмент рассказа Тэффи:
- Дурак не выносит никаких шероховатостей мысли, - писала она, - никаких невыясненных вопросов, никаких нерешенных проблем. Он давно уже все решил, понял и все знает. Он человек рассудительный и в каждом вопросе сведет концы с концами и каждую мысль закруглит.
- Обращайте внимание, кем является автор научной работы, историю должны писать настоящие историки, - учил студентов Азат, и довольный собой демонстративно поглядывал на меня.
Я хотел было спросить, является ли историком тот, кто лепит культ для власти, выдергивая из источников отдельные факты, и скрывая все, что может повредить культовой биографии? Является ли историком тот, кто своим молчанием способствует происходящему? Но обещал организаторам встречи “не обострять”.
Было приятно увидеть ученых и преподавателей Педуниверситета, скептически относящихся к творчеству некоторых “звезд” национальной науки (БГПУ менее идеологизирован, чем БГУ).
В целом, круглый стол - это шаг от цензуры к дискуссии. Как показала практика, путь в обратном направлении приводит к демонтажу памятников.