Идея поехать в старинное русское село манила давно. Находится оно в 200 км на юго-восток от Уфы, в верховьях реки Тор, что в уральских предгорьях.
Знаменито село своим медеплавильным заводом, останки которого признаны памятником промышленной архитектуры XVIII века. Впервые о Верхоторском заводе я узнал несколько лет назад, собирая материал для книги «
Пирамида Салавата». Основали его в 1750-х гг. симбирские купцы Твердышев и Мясников на купленных у башкир землях. В 1774 году заводские рабочие присоединились к Пугачеву, прихватив пушки и ядра собственного изготовления. Когда пугачевское войско ушло за Волгу, восставшие башкиры захватили завод и увели в плен его жителей. «Там они пробыли почти полгода, выполняя «тягчайши», несносные человечеству работы «подвергались различным мучениям, а женщины - «обруганию» (Исторические записки. М., 1867. Т. 80. С. 302-303).
Искусная кирпичная кладка завода, где стены плавно переходят в потолок, позволяла строителям обходиться без перекрытий.
По такой же схеме, когда кирпичи держат сами себя, в 1855 году был построен мост, старейший у нас в регионе. В разделе «Туризм» на сайте поселения сообщается, что «Именно по этому мосту в 1908 году 29 июня через село Верхотор пролегал путь Ахмет Заки Валиди Тогана».
Еще один памятник - церковь 1788 года. Благодаря своей удаленности от центров власти, она менее других пострадала в советское время. Церковь неуклонно
восстанавливается силами энтузиастов, главным из них сегодня является отец Валентин, которого за личностные качества можно включить в список достопримечательностей Верхотора.
Картина в церкви
Click to view
Click to view
Звонарь Степан, мастер на все руки. Свое будущее с Верхотором не связывает.
По легкомысленности моего приятеля, бравшего вопрос о ночлеге на себя, оказалось, что спать нам негде, кроме как в церкви на лавках. Выяснилось это часа за три до рождения Христа. Ну, что ж, за впечатлениями ведь ехал...
У входа в храм встретил крепкого словоохотливого деда Анатолия с благообразной внешностью - хоть икону с него пиши. Он приехал из Ишимбая помочь настоятелю провести рождественскую литургию. Рассказал как они совершают ежегодно на девятую пятницу после Пасхи Крестный ход от Верхотора до Красноусольска (около 90 км): "К нам присоединяются оренбургские, мелеузовские, - говорит Анатолий, - много исцелений было за время этих ходов, люди с Москвы приезжали с серьезными болезнями. Это ж не просто так -- у человека остается в душе. Некоторые втягиваются… но трудно народ раскачивается. Вот, представь, село батюшка раскачать не может, на что уж батюшка сам по себе добротный, и он не может".
К 12 ночи церковь была полна народу, самую активную часть составляли жители Ишимбая, регулярно приезжающие на службы в Верхотор только благодаря авторитету отца Валентина. Соотношение верующих было 1:10 не в пользу мужчин. Молодежи единицы.
Когда в 3 ночи священник стал зачитывать поздравление патриарха Московского, я приободрился надеясь на скорый отдых. После этого служба продолжалась еще два часа. А в 5:20 радостный батюшка пригласил свою паству, сильно поредевшую к тому времени, откушать в трапезную, где стояли наши вожделенные скамейки… Вероятно, у меня был вид мученика, потому что одна добрая семья сжалилась и пригласила поспать у нее.
Соглашусь с
мнением, что многочасовые службы не способствуют привлечению молодежи и подобных мне случайных прихожан. С языком тоже проблема. Старославянский тяжел для восприятия. Академик Дмитрий Лихачев был категорически против перевода богослужебных текстов на современный русский язык, мотивируя это окончательной утратой старого языка, базового для всех славян. Однако это суждение ученого-филолога, и вскоре может встать вопрос: язык сохранять или церковь? Католическая церковь, пытаясь идти в ногу со временем, еще полвека назад отказалась от использования устаревшего латинского языка.
Все что не случается - к лучшему. Оказавшись случайно в гостях, я узнал, как живет народ вдали от цивилизации, куда не проник еще ни один оператор сотовой связи. Телевизор «Philips», аудиосистема «Aiwa», пылесос «LG», молоко к чаю из пакета фирмы «Дарёнка»... Это при том, что вокруг села необъятные просторы до горизонта.
- А что, коров у вас не держат?
- Кому? Работы нет, молодежи все меньше, все больше алкашей, которых везут сюда из Ишимбая эти, как их… риелтеры.... Раньше в это время дети по домам ходили, Рождество славили, а сейчас тишина.
На улице Верхотора
В 11 часов я был в Доме культуры на праздничном рождественском представлении. Самодеятельность действующей при церкви детской Воскресной школы. Пяток детей на сцене для 30 человек в зале. Накануне служитель церкви потратил часа два, чтобы составить к концерту маленькую, но красивую программку. Треть экземпляров оказалось не востребованной.
Click to view
Несоответствие усилий и результата занимало меня. Где еще такое увидишь: возрождающийся храм в умирающем селе.
К 90-м годам в Верхоторе была небольшая больница, четыре водяных мельницы, школа, детский дом, в котором воспитывалось около ста детей со всего региона. Но как только колхоз «Восток» прекратил свое существование, всё стало потихоньку разваливаться. Нет теперь больницы, только маленькая амбулатория, а до Ишимбая - 40 км. Нет мельниц. Нет детского дома, денег на его содержание не было, и детей разбросали по другим детским домам, осталось лишь разваливающееся трехэтажное здание. Школа жива, в ней учится около ста детей, но каждый новый приходящий класс всё меньше предыдущего, разъезжаются верхоторцы искать судьбу в Уфу, Стерлитамак, Ишимбай и Салават. В настоящее время население Верхотора около тысячи человек. В чем будущее села?, - сокрушаясь,
пишет местный житель.
А будущего, похоже, нет. В 1795 году в селе проживало 619 человек:
в 1920 г. - 4916
в 2009 г. - 870
Я не мог не задать вопрос отцу Валентину о перспективе.
- А есть смысл возрождать?
- Храм Божий - это сердце и душа всякого селения. Если храм живет, и в нем возноситься хвала и молитва Господу, то живет и селение под покровом и благодатью Божьей. Но если останавливается по какой-то причине жизнь храма, то и селение перестает жить полноценной и чистой жизнью, все вокруг рушится и умирает.
Не могу сказать, что ответ меня удовлетворил. Я не стал употреблять слова «тренд», «глобализация» и т.д. Зачем? Итак ясно. Но как-то легче живется, когда есть такие люди как отец Валентин и его сподвижники. Живем ведь мы, и созидаем, хотя знаем, что у каждого есть свой срок.
Сергей Орлов