Зашел недавно в любимый книжный магазин «Знание». Молодое поколение очевидно полагает, что лучшее в Уфе книготорговое заведение основал до революции не славный купец-меценат Николай Блохин, а вездесущий Салават Юлаев.
Обнаружил перестановку: местную тематику, стоявшую на видном месте десятилетия, с переднего плана задвинули в самый конец зала. На задворки. Рынок заставляет шевелиться даже госучреждения. Национальная литература хороша для пропаганды, но не для торговли.
Допустим, вам есть что сказать. Мало написать. Мало издать книгу (на свои средства). Надо еще донести ее до читателя. Благо, если магазин согласится взять на реализацию. Тогда - о, чудо! - ваш труд окажется в торговом зале! На полке под вывеской «Башкирская литература»… Именно там покоятся сочинения местных русских авторов. Впрочем, если не нравится, рядом раздел «Татарская литература». Мы давно так живем: в Доме книги без своего угла. Есть в этом какое-то отражение существующей за пределами магазина действительности.
За исключением экзотичного островка, все остальное пространство занимает продукция крупных московских издательств, которым по барабану наши: история, литература, краеведение.
...В разделе посвященном Великой Отечественной войне замечаю солидную книжищу "Ахмет-Заки Валиди". Раскрываю наугад, читаю как немецкий профессор хлопочет о трудоустройстве эмигранта: "Куратору Боннского университета… Рапорт. Ваше Высокоблагородие! …Политическая деятельность профессора З. Валиди в России тесно переплетается с программой создания самостоятельной исламской республики. Она должна была объединить Башкирию, Туркестан и Азербайджан и быть полностью отделенной от России… Пауль Каале 23.10.1937 г."
С наступающим, ветераны!
Сергей Орлов
sergey-orlov.livejournal.com