Глава 10. Цензура
Как вы помните, Муртаза Рахимов говорил о представлениях народов, «которые в течение двух с половиной столетий сохраняют образы Пугачева и его сподвижников», и за ними, по его убеждению, и должна топать наука. Но минуло то время, когда информация передавалась через гусли и курай. Поколение XX века о великом сподвижнике узнавало из книг, главным образом из советских, а булгаковский профессор, помнится, не советовал читать даже газет…
Сначала, для разминки, глянем на дореволюционные издания.
В 1847 году газета «Оренбургские ведомости» закончила статью о нашем герое следующими словами: «Заслуживает ли такой памяти этот злодей, не щадивший и своих соплеменников? Добрый башкирец, конечно будет после этого стыдится и вспоминать такое имя, оклейменное сотнями преступлений, если не тысячами» .
Историк в 1892 году писал: «Михельсон преследовал отряд башкир, предводительствуемых молодым и отчаянным головорезом Салаватом Юлаевым» .
Энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона (1900 г.) кратко сообщая о Салавате, заканчивает: «Имя Салавата наводило еще страх в теперешней Уфимской губернии: он не давал пощады никому, в особенности русским» .
Цепочка «народные представления - книги» выглядит неполной. В нашем случае не хватает еще одного звена - цензуры. Без этого костыля ни один земной бог не обходился.
Уфимский краевед Михаил Лоссиевский в 1882 году опубликовал очерк-статью «Пугачевский бригадир Салават и Фариза». В 1961-1968 годах в республике был издан пятитомная антология «Башкирия в русской литературе». В ней впервые (после 1917-го) напечатали и неболь-шой очерк Лоссиевского, но выборочно сократив его в шести (!) местах . Обкорнали так, что автор бы разрыдался. В 1973 году, к 200-летию Крестьянской войны, была выпущена книга «Наш Салават», в которой работа краеведа была снова напечатана с купюрами, как и в последующем переиздании 1982 г.
Прошли годы. Крах политического режима и смена власти в России никак не отразились на судьбе изуродованного произведения. По решению ученого совета Института истории, языка и литературы в 1991-м, был издан новый литературный сборник, и… «Пугачевский бригадир Салават и Фариза» вновь оказался отфильтрован .
В итоге, сорок шесть тысяч книг участвуют в формировании нужного образа героя. И не один десяток лет! Четыре раза бдительно правился очерк, созданный на основе башкирского народного фольклора… Не исключено, что сейчас впервые за последние сто лет, вы имеете возможность прочесть крамольные строчки. Цитирую фрагменты, выделяя жирным шрифтом то, что не пропустила цензура.
Сюжет таков: еще до начало бунта Салават влюбился…
«На беду свою он увлекся одной из своих соплеменниц - красавицей Фаризой, и это привело его к несчастному концу его карьеры. Насколько отталкивал от себя грубой и крайне некрасивой физиономией Салават, на столько же Фариза отличалась красотою, умом и вообще нравственными и физическими достоинствами…
<…> Не пьет, не ест, исхудал и ходит как тень, преследуя Фаризу тщетными мольбами. Да напрасными. Насколько уважали и любили Салавата, даже боялись его, мужчины за его силу, ловкость и отвагу, настолько же были к нему жестоки и неумолимы к нему женщины и девушки: смеялись только над ним: больно уж батыр не красив лицом и неуклюжей, широкоплечей фигурой. Может быть, как-нибудь и уладилось бы дело, да замешались на беду неприятные отношения стариков: Балтачева - отца Фаризы с Азналиным - атаем (отцом) Салавата-батыра».
Фариза Салавату отказала, как и ее отец. Начался бунт. Салават назначен полковником. И вот герой начинает мстить: сжег дом старши-ны Балтачева, взял в плен Фаризу и поместил ее в Айской пещере, за крепким караулом. Он «целую неделю бился с Фаризой, склоняя ее добровольно подчиниться его желанию…».
Но однажды…
«В одном из боков пещеры она заметила углубление и решилась проникнуть в него.
- Будь, что будет - лучше погибнуть от голода или чего другого, чем быть обесчещенной ненавистным Салаватом, убийцей моего отца и всей семьи. Сказано - сделано, и Фариза проскользнула в отверстие».
Далее, Лоссиевский сообщает о побеге пленницы. Радость ее была краткой: погоня напала на след…
«Немедленно же послали гонца к Салавату и вот он прискакал. С налившимися кровью глазами, с пеною у рта, не понимая сам, что делает, бросился он как безумный на беглянку и с размаха отрубил ей правую руку. Затем в неистовстве, он разорвал на ней платье, приказал привязать ее к дереву и отойдя на несколько шагов, натянул тугой лук. С свистом и шумом сорвалась острая стрела с тетивы и пронзила сердце Фаризы.
- Ай, Алла! успела только воскликнуть жертва необузданной страсти, а чистая душа ее отлетела туда, где нет страстей, где только одно блаженство, обещанное исполняющим закон правоверным - пророком Магометом, тело ее бросили в Ай и никто не осмелился предать его земле, боясь мести свирепого Салавата.
- Гайда! - крикнул он, садясь на коня, и с шиканьем, ревом и криком толпа понеслась в деревню Лак. Много и долго неистовствовал в ней батыр и его сволочь, пока не улеглось в нем возбуждение. Не прошло однако же даром Салавату его зверство и кровь невинных была отомщена вскоре же. Отряд подполковника Аршеневского в ноябре 1774 года настиг пугачевского бригадира…
<…> И драли «нещадно» бригадира-батыра в Симском заводе, который он разграбил; в деревнях Юлаевой и Лак…» .
Можно заметить, как исторические факты переплетаются с народным сказанием. Напомню, произведение автора называется «Пугачевский бригадир Салават и Фариза», но в обезображенных вариантах от Фаризы ничего не осталось… Что скажет на это ведущий литературовед Башкирии, награжденный литературной премией имени Степана Злобина Мурат Рахимкулов, - ведь именно ему выпала честь публиковать все три одноименных очерка-статьи?
Вот его маленькая книжечка «Воспевшие Салавата»: «Ряд интересных публикаций по мотивам башкирского фольклора осуществил в 70-80-х года прошлого века Михаил Владимирович Лоссиевский, уфимский краевед… Наибольшей известностью пользуется его статья «Пугачевский бригадир Салават и Фариза» (1882), не раз перепечатывавшаяся после революции» .
О том, как он «не раз» причесывал эту статью, товарищ скромно умолчал. Даже в 1994-м. Время еще не пришло? Пытаясь узнать о Лоссиевском побольше, я распахнул внушительный том «Краткой энциклопедии Башкортостана», но там на «Ло» оказалась только «Лошадь башкирская».
Справка: Игнатьев Руф Гаврилович (1818-1886) «исследователь-археолог, историк, фольклорист, этнограф, архивист и источниковед, журналист, он внес огромный вклад в краеведение Южного Урала и Башкирии, где прожил почти четверть века» . Добавлю, Игнатьеву посвящен отдельный стенд в Национальном музее РБ, а имя его упоминалось в торжественном докладе президента Рахимова.
В 1973 году была выпущена ранее упоминавшаяся книга «Наш Салават», в которой была опубликована известная работа ученого «Башкир Салават Юлаев, пугачевский бригадир, певец и импровизатор» . Она множество раз упоминается и цитируется в трудах салаватоведов. Биограф Салавата назвала ее «замечательной». Игнатьеву повезло больше, его сократили только на пару предложений. В этом же виде ее вновь переиздали в 1982-м. Цитирую отрывок, выделяя полужирным шрифтом удаленное…
«Когда Пугачев был уже пойман, Салават опять появился в Уфимской провинции, и скоро имя его стало наводить страх. У Салавата не было пощады никому, в особенности русским. Зверство его шайки сказалось особенно в нападении на деревню Лак: Салаватовы башкиры резали по частям крестьян, выкалывали глаза, загоняли в избы и там сожигали живыми. Недолго, однако, пришлось Салавату совершать свои подвиги» .
Послушаем Рахимкулова: «Игнатьев трудился над своей работой значительно дольше - целых 10 лет. Это позволило ему более тщательно изучить и шире привлечь как официальный архивный материал о пугачевском сподвижнике Салавате, так и предания о нем башкир и песни о его подвигах…» .
Добросовестно прополов выше перечисленные произведения, автор «Воспевших Салавата» любовно вывел: «Это скромная книга - дань признательности замечательным русским литераторам - Филиппу Нефедову, Руфу Игнатьеву, Михаилу Лоссиевскому…» .
Из всех троих самым благонадежным оказался Нефедов, не случайно отрывками его работ полны школьные учебники. Вряд ли Мурат Галимович действовал в одиночку, но помалкивает воспеватель - видно время еще не пришло.
глава 11. Легенда по-новому
Образ Салавата давно гуляет сам по себе, отдельно от личности. Он удобен в применении, как пластилин. Пиши фантастику, рассказывай небылицы, за руку не поймают.
- Ну, что вы - это же образ!
- А где же личность?
- Да, зачем вам личность? Посмотрите, какой миф! - говорят нам увешенные лаврами его земные отцы.
«Он миф и реальность, идол и живое существо в одно и тоже время. Вообще не нужно развеивать мифы, разбивать идолов, что сейчас часто делают, их когда-то, наверное, не зря создавали», - Мустай Карим, кавалер орденов Ленина и Салавата Юлаева, лауреат премий имени Ленина и Салавата Юлаева .
Если можно развеять - то это не миф, а что-то другое… Почему в защиту древнегреческих легенд никто не лезет на амбразуры телекамер, и живут они спокойно не одну тысячу лет? Взять Персея, например: папа у него Зевс, сам - победитель Медузы Горгоны. Попробуй, разоблачи!
В отличие от эллинского бога, наш герой рубал головы самые натуральные - человеческие. Какой же Салават Юлаев миф, когда материал на него хранится в Госархиве Российской империи, в разряде «Уголовные дела по государственным преступлениям»? Благодаря чему известны: возраст, рост, особые приметы. Случись известные события позже, «миф» бы имел две фотографии и отпечатки пальцев.
Реально существовавшая личность приземлена архивными документами, восторга не вызывающими. Такой Салават не годится. Нужна легенда. Флаг. Что делать? Раскручивать миф! И поручить это людям энергичным, молодым - с ними легче работается.
Начальник информационного управления Администрации Муртазы Рахимова, он же пресс-секретарь президента, Ростислав Мурзагулов: «Салават - это миф, но миф замечательный, который не надо развенчивать. Этот образ дорог народу, и мы (выделено мной. - С. О.) постарались его «развить и умножить», рассказать легенду по-новому» .
Судя по чинам ревнителей - мифотворчество занятие прибыльное. Железные менеджеры идут на смену научным лошадкам; этим все одно: что Салавата продвигать, что порошок стиральный.
Накануне 250-летия Салавата Юлаева в республике был объявлен открытый конкурс на новый художественный образ героя, указаны размеры денежного вознаграждения. Ростислав Мурзагулов: «Мы (выделено мной. - С. О.) рассчитываем, что новый образ романтичного героя, сражавшегося за справедливость, станет модным среди российской молодежи, которая таким образом полнее узнает (! - С. О.) масштаб этой исторической личности. В конце концов, почему в стране раскручивается латиноамериканский революционер Че Гевара, когда есть значительно более близкий россиянам по духу Салават?»
Эти бы уста, да на городскую площадь Сима…
Жаль что не кому было спросить автора новой пиаровской волны: А кто это - «Мы»? Впрочем, координаты фабрики мифа были указаны в газетах: рисунки просили отправлять не куда либо, а «в адрес Администрации президента РБ (450101, г. Уфа, ул. Тукаева 46)» . (Спустя некоторое время по этому адресу, с просьбой о содействии, обратился лидер общественного движения за установку памятника основателю Уфы воеводе Нагому Николай Швецов и получил лаконичный ответ: «Администрация памятниками не занимается». Занимается, однако, да еще как! Но только очень избирательно.)
Понятно, что образ героя обветшал, но видимо, вместе с ним устарела и сама историческая наука; конкретную личность нам предлагают познавать через мультяшную картинку студии «Муха» (победившую в конкурсе).
Известный продюсер шоу бизнеса Айзеншпис, похваляясь своей новой эстрадной звездой, однажды сказал: «Я могу раскрутить даже глухонемого!» Когда под рукой казна республики, то полет фантазии ограничен только стенками черепной коробки. Зачем изучать архивные материалы, когда можно просто выдумать и раскрутить новомодный об-раз, как Чебурашку. Только какое это будет иметь отношение к Салавату Юлаеву? Если науку в Башкирии и дальше не пускать на самотек, то от местных шоуменов мы услышим еще много интересного.
Горячее лето 2004-го. ИА «Башинформ»: «Следующим этапом работы организаторов конкурса станет популяризация среди молодежи республики вновь созданного образа Салавата Юлаева, для чего планируется привлечь ведущие предприятия и организации, которые могли бы создавать продукцию с символикой - брендами с изображением национального героя. В довершении к этому популяризироваться молодежный образ Салавата будет на культурно-массовых мероприятиях. Совсем скоро уфимская молодежь сама в этом убедится - уже в конце августа в столице РБ пройдет рок-концерт «Свободная Республика» (?! - С. О.), посвященный юбилею Салавата, с участием ведущих российских рок-исполнителей».
До реализации не дошло, но сам творческий замысел администраторов, говорит о временах, о нравах.
глава 12. «Че»
Никак не выходит из головы этот Че Гевара. Попробуем сопоставить героев. Как известно, кубинский революционер был пленен (не без помощи боливийских крестьян) раненым, и только после того, как у него кончились патроны.
В романе Салават отстреливается в лесу от двух десятков солдат: сначала из ружья, потом из двух пистолетов, уложив, таким образом, одиннадцать пехотинцев! Но вот… «в пороховнице не осталось ни крошки» .
Заглянем в столь ненавистные некоторым архивные документы? Салават на допросе подробно указал обстоятельства своего пленения: «А когда отец мой, Юлай, поехал с повинною явится к господину коллежскому советнику Тимашеву, то и я с товарищами моими, в числе четырех человек, пешей, на лыжах, вслед за ним для того объявления туда ж пошел, но дорогою, блис деревни Каратавлы, в лесу командою гос-подина подполковника Аршеневского пойман, но против оной, хотя я оружие при себе имел, но никого отражения не делал» .
Если о намерениях можно спорить, то факт пленения Салавата без борьбы - очевиден. Даже слишком. Удачливый биограф, встав на смену исчезнувшему романисту, придумала новую сказку; но писателю легче - наука требует соблюдения приличий. История получилась натянутой и, как следствие, - длинной. Поэтому для удобства широко применяется облегченная версия. И правда, зачем напрягаться-тужиться, если желающих поспорить нет?
И. М. Гвоздикова: «12 ноября 1773 г. Салават Юлаев присоединился к Пугачеву, 25 ноября 1774 г. он был предательски схвачен в плен» .
Из донесения генерала Суворова (через пять дней после поимки Салавата): «Порутчик Лесковской, окружив ночью деревню, в коей он Салаватка, и с ним бывшие: есаул, писарь и два башкирца скрывались, поймал и привес оных к подполковнику Аршеневскому, у коего до отправления в Уфу теперь оставлены в содержании. А потом, и по показанию де помянутого Салаватки, за сообщниками ево к поимке партии также посланы» .
Справедливости ради надо сказать, что Салавата на том допросе били батогами, на что он и пожаловался при случае. Батоги - деревянные прутья, толщиною в палец, а длинною в локоть. Не очень тяжкое испытание, если судить по пословице: «Батоги - дерево Божье, терпеть можно». Пугачев, кстати, не стал дожидаться подобной экзекуции, воскликнув: «Помилуйте, всю истину скажу и открою!» .
Показания Салавата, о которых упоминает Суворов, были зафиксированы в протоколе, который, если верить Инге Михайловне, «не сохранился» .
Упоминавшиеся батоги на первом допросе - единственный известный факт о физическом воздействии на Салавата за все время следствия. Но биограф наш отнеслась к этому делу творчески: «За весь период изуверских пыток он не назвал ни одного из своих сподвижников» .
Журнал «Ватандаш», перехватив эстафету, выдал следующее: «И в лице, и в позе гордо выпрямившегося пленника ощущаются внутренняя свобода и независимость, которые он сохранил после жестоких пыток, когда, как известно, ему сломали руку, лишили глаза» .
Впечатление такое, что безглазым стал как раз главный редактор. Я думаю, его простят. Но попробовал бы кто увлечься в другую сторону, например: «Рогервик, как известно, был не самым худшим местом: Балтийское море, умеренный режим, трехразовое питание. И походы на окрестные хутора».
В интересном положении, порой, оказывается не только пишущая братия, но и рисующая. Фантазия Злобина так потрясла художника Алексея Кузнецова, что тот два года не расставался с кисточкой, изображая «Допрос Салавата». Мало того, для полноты впечатления он съездил в Ленинград, и просидел несколько часов в каземате Петропавловской крепости…
Сидел, похоже, не зря. В 1955 году автор получил орден, после того как его картина прославилась на московской выставке. Из похвальной рецензии: «Кузнецов неспроста укрупняет фигуру Салавата, освещая его лучом света. Народный вождь возвышается как монумент, подавляя своих врагов моральной силой, силой духа. Гордо стоит перед ними Салават, всем своим видом олицетворяя стойкость духа и уверенность в себе»
.
На подлинном допросе Салават был не очень гордый. Рассказывал, что служил Пугачеву «боясь от него смерти, и паче по молодости своих лет». А заканчивается протокол такими словами: «В чем и приносит пред ея императорским величеством повинную и просит матеряного помилования» .
Матушка Екатерина, как мы знаем, была не жестокосердна. Не потому ли Салават не был казнен прямо в Москве, вслед за Пугачевым и его сообщниками?
«Не воскреснут бунтари, попросившие пощады» (Лев Халиф).
Мало ли, что где писано - главное, что толкует главный историк. Муртаза Рахимов: «И в победах, и в поражениях он не менял своих убеждений» .
Льется трансляция, гудят печатные станки…
Кто на гербе?
Лучезарный Салават появился на гербе Башкирии в 1993 году. По правилам геральдики изображать конкретную личность не принято, и в Верховном совете об этом прекрасно знали. Но очень хотелось. Придумали такую фишку…
- А на гербе изображен памятник не Салавату Юлаеву!
- ???
- Поскольку прижизненного изображения Салавата не существует, - значит памятник представляет собой собирательный образ борца за свободу и справедливость.
- Типа неизвестному солдату?
- Нет! Нет! Это памятник… э… м… посвященный Салавату…
На том и порешили. Запустив бумеранг, авторы идеи до сих пор радуются своей находчивости. Так на гербе республики появилось нечто не просто связанное с личностью Салавата Юлаева, а с нею отождествляемое.
* * *
ИА «Башинформ» о 250-летии: «Юбилейные мероприятия посетили представители зарубежных дипломатических миссий Болгарии, Индии, Эстонии, Азербайджана, Казахстана, Таджикистана, делегации ЮНЕСКО, регионов Российской Федерации - Татарстана, Удмуртии, Оренбургской, Челябинской и Пермской областей, сотрудники МИД России, видные общественные деятели, ученые, писатели, работники искусства и культуры».
Наверняка не один историк, глядя на это грандиозное представление, прятал улыбку: «он знал, что вертится земля, но у него была семья». И была еще служба.
Как известно, Петр I запрещал говорить по бумажке, - «дабы дурость каждого видна была», - но и бумага не всем помощник. Представляю выдержки из открытого письма, написанного от вашего имени. Да, да, от Вашего…
Газета «Истоки», печатный орган Правительства РБ: «Главная улица столицы Республики Башкортостан - г. Уфы - должна носить имя Салавата Юлаева - таковы желание, требование и просьба всего населения (выделено мной. - С. О.), всех общественных организаций… Нельзя присваивать имя Салавата никакой другой улице. Сделать это - значит принизить нашего национального героя, надругаться над нашей историей… Мы просим Президента, Правительство, администрацию Уфы, чтобы имя всемирно значимой исторической личности, национальной гордости и символа Башкортостана - имя Салавата Юлаева было присвоено главной улице нашей столице - проспекту Октября» .
Среди десятка нездоровых челобитчиков - пара известных нам чутких историков, передовиков движения. Крик души раздался своевременно: письмо было опубликовано в феврале 2004 года, а в марте у Гвоздиковой и Сидорова на магазинных полках появились книжки о Салавате. Все новое: красивое оформление, твердый переплет, только запах - старый.
Дорогие уфимцы и гости столицы! Вы можете совершить уникальное путешествие: от величественного памятника Салавату Юлаеву, через прилегающую площадь имени Салавата Юлаева, далее вниз по ул. Фрунзе, мимо другого памятника Салавату Юлаеву, установленного к 10-й годовщине суверенитета, до сада имени Салавата Юлаева, и, прогулявшись по нему, выйти на улицу Салавата, которая приведет вас на проспект Салавата Юлаева…
В книгу Гиннеса рекорд!
ИА «Башинформ» (через месяц после торжеств): «Президент Республики Башкортостан М. Г. Рахимов 20 июля 2004 года подписал Указ об установлении в Республике Башкортостан Дней Салавата Юлаева, которые будут проводиться во второй декаде июня. Согласно настоящему Указу Правительству (выделено мной. - С. О.) Республики Башкортостан поручено определить перечень мероприятий Дней Салавата Юлаева и обеспечить (выделено мной. - С. О.) их ежегодное проведение в районах и городах. Контроль за исполнением Указа возложен на Администрацию Президента Республики Башкортостан».
А теперь цитата из книжки дедушки салаватоведения, полвека бросившего под копыта чугунного коня (чуть не сказал под хвост): «Утверждение о возвеличивании Салавата «по приказу свыше» не имеет каких-либо серьезных оснований... Салават в этом просто не нуждается» .
И, наконец, кавалер ордена Салавата Юлаева Муртаза Рахимов: «Салават Юлаев любимый герой не только республики, но и всей Рос-сии, его идеи, о которых он говорил, воплощаются сегодня в жизнь, поэтому я очень доволен» .
Влюбленных в Салавата я так и не встретил. Собирая материал, я скромно интересовался мнением друзей, знакомых и малознакомых. Спрашивал вскользь, исподволь, не обнаруживая своего глубокого интереса. За всю Россию не скажу, но от уфимцев ничего хорошего я о Салавате не услышал. Есть предел, за которым весь напор пропаганды вызывает только обратный эффект. Люди, не зная исторических фактов, и не имеющие возможности их узнать, интуитивно чувствуют приторную фальшь. Еще полторы сотни лет назад на эту тему высказался Авраам Линкольн: «Можно дурачить часть народа все время, можно дурачить весь народ некоторое время, но нельзя дурачить все время весь народ».
Вы читали сокращенную версию книги