К непрогнозируемым последствиям может привести курс руководства Башкирии на культ Салавата Юлаева и Заки Валиди. К такому выводу пришел автор научной работы “Героический пантеон” и противоречия региональной идентичности Башкортостана”, вышедшей в журнале Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук.
Ассистент кафедры политических наук Пермского государственного национального исследовательского университета Всеволод Бедерсон пишет:
- Политическая элита региона конструирует такую версию региональной идентичности, в которой не остается места небашкирам, составляющим две трети населения республики. Образ и героический культ Салавата Юлаева (равно как образы и Арсланова, и Валиди), по версии архитекторов башкирской этногосударственной региональной идентичности, должны, очевидно, выполнять функцию «скрепления» и играть интегрирующую роль для народов Башкортостана...
Вступивший в должность в 2010 г.президент Хамитов «жестко отреагировал на попытки «развенчания»Юлаева»: «Я уже слышал о неких выпадах, касающихся памятника Салавату Юлаеву. Так вот: есть святые вещи, к которым относится и память о нашем народном герое. И я никому не позволю святое зачеркнуть!».
Одним из ведущих оппозиционных акторов, безусловно, можно назвать общественно-политическую Интернет-газету «Уфимский журнал». Данное издание объединяет в себе «антибашкирские» публичные интеллектуальные силы Башкортостана. Здесь печатают свои статьи преимущественно русские и татарские авторы, активно несогласные с политикой башкиризации республики, в том числе выстраивания особой башкирской героической идентичностной конструкции….
...Пожалуй главный критик героического культа Салавата Юлаева в Башкортостане - историк и журналист Сергей Орлов. Его названная выше книга «Пирамида Салавата», равно как и другое громкое издание «Ликвидация Уфимской губернии», была издана в 2007 г. в Казани: «Обе книги, кстати, вышли под грифом Академии наук в Казани. У нас это невозможно», - так было прокомментировано это издание автором в интервью «Уфимскому журналу»...
Активная и местами жесткая целенаправленная политика идентичности региональной элиты в условиях этнически и культурно неоднородного регионального сообщества вызвала формирование отдельных«очагов сопротивления», костяк которых составляют русские и татарские публичные деятели (журналисты, ученые, общественные деятели и др.). Политика идентичности в их версии однозначно характеризуется как негативная, смысл которой в критике и дезавуировании политики идентичности в версии региональной элиты...
Ключевые элементы региональной идентичности (культурные герои) играют не объединяющую региональное сообщество роль, а роль разъединения, «красной тряпки» для отдельных групп данного сообщества.
В этой связи в качестве некоторой рекомендации политическому руководству Башкортостана следует назвать необходимость пересмотра политики персонификации региональной идентичности. Очевидно,что дальнейшее усиление башкирского «героического пантеона», символическое возвышение определенных персоналий будет сказываться на разрастании внутрирегионального конфликта, который ко всему прочему этнически окрашен. Политической элите многонациональной Республики Башкортостан имело бы смысл, как минимум, разбавить «героический пантеон» персоналиями, имеющими отношение не только к этнически башкирской истории и культуре, но и к татарской, и русской.
Если же региональное политическое руководство продолжит курс по башкиризации идентичности и усилению персонифицированной составляющей в ней, то это может однозначно привести к радикализации «сил сопротивления» и непрогнозируемым политическим последствиям.
(Статья приведена в сокращении, с полным текстом можно
ознакомиться здесь).
Максим Аверьянов,
Уфимский журнал