новости отечественного полит-арта

Apr 20, 2011 23:18

    Единственно здоровый способ воспринимать российскую действительность - это анализировать ее как форму современного концептуального искусства.
      При ином подходе   наблюдатель неминуемо  сталкивается с ситуациями, приводящими к когнитивному диссонансу, рискует впасть в ступорозное состояние, из которого без посторонней помощи не выбраться. 
Придерживаясь  же нашей позиции  - получает эстетическое наслаждение.
  Пожалуй, самой высокохудожественной акцией последних недель стоит признать преформанс движения "Наши"  "Белые фартуки"  (куратор - В.Ю. Сурков). Акцию отличает богатство символического ряда, многоуровневость, многоаспектность аллюзий и контекстов.  Куратор акции - начинающий, но уже довольно известный литератор и успешный художник-акционист,   демонстрирует свободное владение формой, знание  русской поэзии ( в частности - Валерия Брюсова); выражает, в духе постмодерна прошедших десятилетий, релятивистский подход к ценностной системе социально-политических и художественных процессов .
      Представляется, что работы В.Ю. Суркова вполне достойны выдвижения на премию "Инновация" ГЦСИ . Если  они и не получат первую премию ( для справки - в 2011  удостоена группа "Война", руководитель - А. Плуцер-Сарно), в силу их некоторой провинциальности, выражающейся в определенной вторичности, следовании вчерашним образцам,    что особенно заметно на фоне мировой  усталости  от таких форм постмодерна,   то  во всяком случае в  шорт-листе неплохо будут смотреться.
     Хеппенинг группы молодых, но перспективных  деятелей  полит-арта В. Милова, С. Давидиса и др. "Демократический митинг с последующими разоблачениями или свиньи на ПАРНАСЕ" приходится признать менее успешным.       Все-таки в первом случае  сказывается профильное  образование В.Ю. Суркова (Московский институт культуры по специальности "режиссер массовых мероприятий"). Несмотря на довольно  широкую вовлеченность масс (что следует признать удачей)  в хеппенинг - как в первой его части (на Болотной площади), так и во второй (копролалия в блогах и на Эхе Москвы),  к недостаткам акции следует отнести однообразие выразительных средств.  Все-таки и в первой, и во второй части используются исключительно языковые средства, публика фрустрируется, но быстро утомляется и теряет интерес.  Кроме того, некоторая затянутость акции также не способствует достижению художественных целей.  Представляется, что лаконичность формы, экономия выразительных средств (например, одновременое произнесение демократических лозунгов  с закидыванием друг друга фекалиями) произвели бы более мощный эффект на публику, заставив ее задуматься над происходящим - что, вероятно,  и было изначальной задачей данного  хеппенинга. 
     В этом же ряду необходимо упомянуть и  перформанс  ветерана российского полит-арта В.В. Путина "Отчет о деятельности Правительства перед Государственной Думой за 2010 год".  Указанное произведение недвусмысленно отсылает  (пародируя и деконструируя) к эстетике социалистического реализма , используя образы "осажденной крепости" , "успехов народного хозяйства" , "героического образа человека труда", "ЦК и ЧК " и т.д.   Продолжительное (4 часа) и довольно монотонное перечисление  десятков непроверяемых статистических показателей, перемежающееся произнесением   архетипических  как для произносящего, так и для слушателей  лозунгов-мантр  типа  "экономика должна быть экономной",  "все для блага  человека, все во имя человека" и др.  призвано ослабить контроль сознания слушающих и привести их к  катарсису.
Следует признать, что В.В. Путин по праву является одним из ведущих и наиболее успешных  российских перформансистов,  можно сказать - национальным лидером полит-арта, с выработанной творческой манерой.   Но в последнее время отечественный полит-арт рынок подает признаки наметившейся конкуренции. В этой связи нельзя исключать, что признанный мастер разнообразит выразительные средства. Изменение содержания акции  противоречило бы ее изначальной цели и смыслу , потому  его следует сразу отбросить  как проявление социальной демагогии и шатаний.  Можно предложить пополнить арсенал визуальных  средств, средств звукового сопровождения и пр., напр.  заимствовав их из близких по смыслу религиозных церемоний византийской православной  обрядности -  тем более что  и сам дух российского полит-арта испытал значительное влияние византийства, или иных.  Стоит вспомнить, что в недавнем прошлом творческий союз  В.В. Путина  с уже упоминавшимся нами В.Ю. Сурковым  приводил к довольно эффектным, хотя и опять же, несколько вторичным  акциям, внешне воспроизводившим некоторые черты публичных произведений группы германских полит- акционистов 30-40 гг. ХХ века. 
P/s Что-то устал я от актуального искусства. Пойду-ка в Галерее на Солянке посмотрю выставку Шварцмана. Чебурашка, он, знаете ли, посильнее будет.
Previous post Next post
Up