Apr 20, 2011 23:18
Единственно здоровый способ воспринимать российскую действительность - это анализировать ее как форму современного концептуального искусства.
При ином подходе наблюдатель неминуемо сталкивается с ситуациями, приводящими к когнитивному диссонансу, рискует впасть в ступорозное состояние, из которого без посторонней помощи не выбраться.
Придерживаясь же нашей позиции - получает эстетическое наслаждение.
Пожалуй, самой высокохудожественной акцией последних недель стоит признать преформанс движения "Наши" "Белые фартуки" (куратор - В.Ю. Сурков). Акцию отличает богатство символического ряда, многоуровневость, многоаспектность аллюзий и контекстов. Куратор акции - начинающий, но уже довольно известный литератор и успешный художник-акционист, демонстрирует свободное владение формой, знание русской поэзии ( в частности - Валерия Брюсова); выражает, в духе постмодерна прошедших десятилетий, релятивистский подход к ценностной системе социально-политических и художественных процессов .
Представляется, что работы В.Ю. Суркова вполне достойны выдвижения на премию "Инновация" ГЦСИ . Если они и не получат первую премию ( для справки - в 2011 удостоена группа "Война", руководитель - А. Плуцер-Сарно), в силу их некоторой провинциальности, выражающейся в определенной вторичности, следовании вчерашним образцам, что особенно заметно на фоне мировой усталости от таких форм постмодерна, то во всяком случае в шорт-листе неплохо будут смотреться.
Хеппенинг группы молодых, но перспективных деятелей полит-арта В. Милова, С. Давидиса и др. "Демократический митинг с последующими разоблачениями или свиньи на ПАРНАСЕ" приходится признать менее успешным. Все-таки в первом случае сказывается профильное образование В.Ю. Суркова (Московский институт культуры по специальности "режиссер массовых мероприятий"). Несмотря на довольно широкую вовлеченность масс (что следует признать удачей) в хеппенинг - как в первой его части (на Болотной площади), так и во второй (копролалия в блогах и на Эхе Москвы), к недостаткам акции следует отнести однообразие выразительных средств. Все-таки и в первой, и во второй части используются исключительно языковые средства, публика фрустрируется, но быстро утомляется и теряет интерес. Кроме того, некоторая затянутость акции также не способствует достижению художественных целей. Представляется, что лаконичность формы, экономия выразительных средств (например, одновременое произнесение демократических лозунгов с закидыванием друг друга фекалиями) произвели бы более мощный эффект на публику, заставив ее задуматься над происходящим - что, вероятно, и было изначальной задачей данного хеппенинга.
В этом же ряду необходимо упомянуть и перформанс ветерана российского полит-арта В.В. Путина "Отчет о деятельности Правительства перед Государственной Думой за 2010 год". Указанное произведение недвусмысленно отсылает (пародируя и деконструируя) к эстетике социалистического реализма , используя образы "осажденной крепости" , "успехов народного хозяйства" , "героического образа человека труда", "ЦК и ЧК " и т.д. Продолжительное (4 часа) и довольно монотонное перечисление десятков непроверяемых статистических показателей, перемежающееся произнесением архетипических как для произносящего, так и для слушателей лозунгов-мантр типа "экономика должна быть экономной", "все для блага человека, все во имя человека" и др. призвано ослабить контроль сознания слушающих и привести их к катарсису.
Следует признать, что В.В. Путин по праву является одним из ведущих и наиболее успешных российских перформансистов, можно сказать - национальным лидером полит-арта, с выработанной творческой манерой. Но в последнее время отечественный полит-арт рынок подает признаки наметившейся конкуренции. В этой связи нельзя исключать, что признанный мастер разнообразит выразительные средства. Изменение содержания акции противоречило бы ее изначальной цели и смыслу , потому его следует сразу отбросить как проявление социальной демагогии и шатаний. Можно предложить пополнить арсенал визуальных средств, средств звукового сопровождения и пр., напр. заимствовав их из близких по смыслу религиозных церемоний византийской православной обрядности - тем более что и сам дух российского полит-арта испытал значительное влияние византийства, или иных. Стоит вспомнить, что в недавнем прошлом творческий союз В.В. Путина с уже упоминавшимся нами В.Ю. Сурковым приводил к довольно эффектным, хотя и опять же, несколько вторичным акциям, внешне воспроизводившим некоторые черты публичных произведений группы германских полит- акционистов 30-40 гг. ХХ века.
P/s Что-то устал я от актуального искусства. Пойду-ка в Галерее на Солянке посмотрю выставку Шварцмана. Чебурашка, он, знаете ли, посильнее будет.