дыбр

Sep 18, 2009 18:37

Не так давно был на хорошем концерте - РНО исполняли 5 и 6 симфонии Чайковского... При всей известности произведений, играли они очень неплохо... Плетнев, пожалуй, один из самых ярких российских дирижеров сегодня, с хорошим вкусом, авторским подходом, хотя и в рамках традиции. Вышел с концерта под сильным впечателнием,  в растрепанных чувствах, со слезой в глазах... Под утро приснилась музыка... Не  именно Чайковский, просто какая-то неопознаваемая мелодия... и каково же было раздражение, когда зазвонил телефон, и с работы стали выяснять, где какое-то письмо, которое не то мы писали, не то нам писали... Какое письмо в 9 утра, о чем вы? У меня музыка звучала... и перестала... Сердитый , стал собираться на работу... 
---

Пару раз посмотрел "Палату №6" Карена Шахназарова - видимо, как Раневская, ожидая, что во второй раз они сыграют лучше... Понятно, что Карен Георгиевич - мастер, его "Курьер" - практически классика, но что-то в ткани фильма распадалось... Вроде бы и актеры играли , и картинка  в порядке, и перенос  в современность, и жанр "мокументари" - все   хорошо...
Ужас перед болезнью, унизительная обыденность нищеты и жестокости - все это есть, и в фильме, и у Чехова... да и перед глазами каждый день...
Но  главные герои фильма  - доктор Рагин и больной Громов - никак не взаимодействуют в кадре, никак друг к другу не относятся... каждый сходит с ума одиноко,  от жизни...  Разговоры -разговорами, но от социальных идей с ума не очень-то сходят... Ильин живо, животно играет прогрессирующую деменцию, но и только... 
Громова играет молодой Вертков,  мало походящий на чеховского героя... Вот у Чехова читаем: " Иван Дмитрич Громов, мужчина лет тридцати трех, из благородных...широкое, скуластое лицо, всегда бледное и несчастное ...но  тонкие черты, положенные на его лицо глубоким искренним страданием, разумны и интеллигентны, и в глазах теплый, здоровый блеск". 
У Шахназарова Рагин впечатляется, видимо, философией Громова, найдя единственного собеседника во всем городе...  Но что такого смутительного в разговоре врача с пациентом? От чего попадает в больницу сам доктор? Не из-за идей же - довольно банальных.

У Чехова несколько человечней и тоньше -  немолодой, одинокий , но большой, крепкий  доктор Рагин-  "наружность у него тяжелая, грубая, мужицкая; лицо суровое, покрыто синими жилками, глаза маленькие, нос красный. При высоком росте и широких плечах у него громадные руки и ноги; кажется, хватит кулаком - дух вон. Но поступь тихая и походка осторожная, вкрадчивая;  и не басом, как ждешь, а тонким, мягким тенорком говорит" - все -таки не одними идеями проникается... 
К пациенту возникает у него - впервые - некое теплое чувство: "Голос Ивана Дмитрича и его молодое умное лицо с гримасами понравились Андрею Ефимычу. Ему захотелось приласкать молодого человека и успокоить его".  
Без этого теплого, человеческого движения выходит лишь социальная драма, ужас перед  нищетой и болезнью... актуально, что 100 лет назад, что сегодня... но не все... 
---
Не смейтесь, но сам я в последнее время стал рефлексировать и мучаться проклятыми русскими впросами... даже странно для взрослого человека, юриста, кандидата,  начальника и пр...
Мучительно ищу что-то, что привязывало бы к жизни, давало бы ей смысл... Дело приносит деньги, и некоторое интеллектуальное удовольствие, но этого мало... Талантами особыми я не обладаю... Пользы от моих, пусть даже сравнительно широких, познаний и разнообразных увлечений для окружающих  мало... Ни научные штудии , ни педагогические занятия , которые я как-то свернул в последнее время, не настолько блестящи, чтобы оправдать существование... Детей нет и по определенным причинам не предвидится...
Остается напряженно любить ближнего, как самого себя... Ей-богу, я стараюсь,  но выходит скверно - все равно для кого-то бываешь жестоким, несправедливым, холодным и равнодушным. Обычно как раз для тех, кто этого меньше всего заслуживает...   
Previous post Next post
Up