Sep 18, 2009 18:37
Не так давно был на хорошем концерте - РНО исполняли 5 и 6 симфонии Чайковского... При всей известности произведений, играли они очень неплохо... Плетнев, пожалуй, один из самых ярких российских дирижеров сегодня, с хорошим вкусом, авторским подходом, хотя и в рамках традиции. Вышел с концерта под сильным впечателнием, в растрепанных чувствах, со слезой в глазах... Под утро приснилась музыка... Не именно Чайковский, просто какая-то неопознаваемая мелодия... и каково же было раздражение, когда зазвонил телефон, и с работы стали выяснять, где какое-то письмо, которое не то мы писали, не то нам писали... Какое письмо в 9 утра, о чем вы? У меня музыка звучала... и перестала... Сердитый , стал собираться на работу...
---
Пару раз посмотрел "Палату №6" Карена Шахназарова - видимо, как Раневская, ожидая, что во второй раз они сыграют лучше... Понятно, что Карен Георгиевич - мастер, его "Курьер" - практически классика, но что-то в ткани фильма распадалось... Вроде бы и актеры играли , и картинка в порядке, и перенос в современность, и жанр "мокументари" - все хорошо...
Ужас перед болезнью, унизительная обыденность нищеты и жестокости - все это есть, и в фильме, и у Чехова... да и перед глазами каждый день...
Но главные герои фильма - доктор Рагин и больной Громов - никак не взаимодействуют в кадре, никак друг к другу не относятся... каждый сходит с ума одиноко, от жизни... Разговоры -разговорами, но от социальных идей с ума не очень-то сходят... Ильин живо, животно играет прогрессирующую деменцию, но и только...
Громова играет молодой Вертков, мало походящий на чеховского героя... Вот у Чехова читаем: " Иван Дмитрич Громов, мужчина лет тридцати трех, из благородных...широкое, скуластое лицо, всегда бледное и несчастное ...но тонкие черты, положенные на его лицо глубоким искренним страданием, разумны и интеллигентны, и в глазах теплый, здоровый блеск".
У Шахназарова Рагин впечатляется, видимо, философией Громова, найдя единственного собеседника во всем городе... Но что такого смутительного в разговоре врача с пациентом? От чего попадает в больницу сам доктор? Не из-за идей же - довольно банальных.
У Чехова несколько человечней и тоньше - немолодой, одинокий , но большой, крепкий доктор Рагин- "наружность у него тяжелая, грубая, мужицкая; лицо суровое, покрыто синими жилками, глаза маленькие, нос красный. При высоком росте и широких плечах у него громадные руки и ноги; кажется, хватит кулаком - дух вон. Но поступь тихая и походка осторожная, вкрадчивая; и не басом, как ждешь, а тонким, мягким тенорком говорит" - все -таки не одними идеями проникается...
К пациенту возникает у него - впервые - некое теплое чувство: "Голос Ивана Дмитрича и его молодое умное лицо с гримасами понравились Андрею Ефимычу. Ему захотелось приласкать молодого человека и успокоить его".
Без этого теплого, человеческого движения выходит лишь социальная драма, ужас перед нищетой и болезнью... актуально, что 100 лет назад, что сегодня... но не все...
---
Не смейтесь, но сам я в последнее время стал рефлексировать и мучаться проклятыми русскими впросами... даже странно для взрослого человека, юриста, кандидата, начальника и пр...
Мучительно ищу что-то, что привязывало бы к жизни, давало бы ей смысл... Дело приносит деньги, и некоторое интеллектуальное удовольствие, но этого мало... Талантами особыми я не обладаю... Пользы от моих, пусть даже сравнительно широких, познаний и разнообразных увлечений для окружающих мало... Ни научные штудии , ни педагогические занятия , которые я как-то свернул в последнее время, не настолько блестящи, чтобы оправдать существование... Детей нет и по определенным причинам не предвидится...
Остается напряженно любить ближнего, как самого себя... Ей-богу, я стараюсь, но выходит скверно - все равно для кого-то бываешь жестоким, несправедливым, холодным и равнодушным. Обычно как раз для тех, кто этого меньше всего заслуживает...