На днях Президент предложил бизнес-сообществу подготовить свои предложения по стратегии экономического развития страны и модернизации промышленности. То, что с этим делом у нас, мягко говоря, не все в порядке, очевидно всем.
Хотел бы познакомить Вас с некоторыми фрагментами моего недавнего выступления на заседании Совета по развитию малого и среднего предпринимательства. Нет никаких сомнений, что от решения проблем поддержки и развития инновационного малого и среднего предпринимательства, во многом зависит будущее нашей экономики, её конкурентоспособность.
Переход от энерго-сырьевого сценария развития страны к инновационному - одна из наиболее приоритетных государственных задач. Альтернативы этой экономической стратегии просто нет.
Но вопросы перевода экономики страны на инновационные рельсы неразрывно связаны с развитием малого и среднего предпринимательства. В других развитых странах именно этот сектор экономики является главным «локомотивом» инноваций и вносит весомый вклад в экономику.
Приведу только несколько цифр. В Европе малый бизнес формирует около 50% ВВП, в США - до 53, а в высокотехнологичной Японии - свыше 70%. В этих странах представители малого предпринимательства и независимые изобретатели выдают до 90% новаций и прорывных технологических разработок.
В России вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны не превышает 13-14%. Доля инновационного малого предпринимательства по разным оценкам составляет от 1,5 до 3%.
Всё это, безусловно, говорит о том, что в России ещё очень многое предстоит сделать для развития малого предпринимательства и реализации огромного интеллектуального потенциала, которым она располагает.
Сегодня малому бизнесу приходится особенно тяжело.
В кризисных условиях этот сектор экономики находится в одной из первых «групп риска». Многие предприниматели вынуждены значительно сократить объёмы своей деятельности, а в ряде случаев прекратить её полностью. С развитием кризиса начала расти задолженность по кредитам, арендным платежам, заработной плате. Банковское кредитование для малого бизнеса стало практически недоступным. Ставки по кредитам достигают сегодня 25% и выше.
Понятно, что для малых предприятий обеспечить рентабельность при таких условиях непосильная задача.
Сложной и излишне громоздкой остаётся и сама процедура получения кредита.
Инновационный сектор, как известно, банки кредитуют особенно неохотно. В этой связи первостепенной становится задача формирования устойчивой модели кредитной системы, адаптированной к новым экономическим условиям.
Кредитование инновационного сектора должно стать особым направлением. У банков к нему должен быть особый поход. Необходимо добиваться упрощения процедуры оформления кредитов и кардинального снижения процентных ставок. Нужна продуманная система стимулов, гарантий и других мер, которые позволят обеспечить полноценный доступ инновационного сектора к банковским кредитам.
Необходимо, как заявил недавно премьер-министр, в течение нескольких лет снизить банковские ставки до 6% годовых.
Я убежден, что эта задача поставлена абсолютно правильно и она вполне выполнима.
Вместе с тем, она потребует принятия дополнительных мер по замедлению темпов инфляции и дальнейшему снижению ставки рефинансирования Центрального Банка. Но результатом этого будет кардинальное улучшение условий работы для всей российской экономики, а особенно для малого бизнеса, который, наверное, больше всего страдает от дороговизны и недоступности банковских кредитов.
Необходимо развивать и небанковский сектор кредитования, в том числе микрофинансовые организации. Уже до конца текущего года должен быть принят федеральный закон о микрофинансировании.
Он упорядочит, наконец, деятельность микрофинансовых организаций. А пока они вынуждены работать только в рамках Гражданского кодекса, и действуют в основном на свой собственный страх и риск.
Большое значение имеет также развитие в регионах венчурного инвестирования, особенно на местах, в регионах по всей России. Безусловно, наряду с мерами кредитной политики нельзя забывать о таком мощном инструменте государственного регулирования, как налоговое стимулирование инноваций. Наиболее действенной мерой считаю введение в России налоговых каникул для малых и средних инновационных предприятий сроком на 3-5 лет.
Даже в условиях кризиса эта мера полностью оправдана, поскольку она нацелена на перспективу. Кроме того, это послужит и серьёзным стимулом для притока инвестиций в инновационную сферу.
Ну и конечно государство не может оставить без внимания важную для всего малого бизнеса проблему спроса на его продукцию. В условиях кризиса продукция большинства малых предприятий попросту оказалась невостребованной. В инновационном секторе эта проблема стоит особенно остро.
Как известно, основным заказчиком инноваций во всём мире является промышленность. Нам нужно добиться, чтобы отечественные промышленные компании более активно вовлекали в свою деятельность малый бизнес. Для этого надо проработать систему мер и стимулов, которые позволят преодолеть привычку многих промышленных гигантов игнорировать малые фирмы, повернуть промышленность лицом к продукции и новым разработкам этого сектора. Это станет хорошей антикризисной мерой не только для малого бизнеса, но и для всей экономики.
Не менее важную роль в обеспечении спроса на продукцию малых и средних предприятий, безусловно, играет госзаказ. Считаю необходимым дальнейшее совершенствование самой системы госзакупок у малого бизнеса и увеличение их объёмов. В регионах нужно активно развивать систему электронных торгов.
Нельзя забывать о том, что любое вложение в развитие высоких технологий оправдано лишь при условии их востребованности внутри страны. Без обеспечения внутреннего спроса на «хай-тек» Россия, как это часто бывало в отечественной истории, будет платить дважды - сначала за разработку той или иной технологии, а потом за импорт конечных продуктов, созданных с её использованием за рубежом.
В инновационном процессе чрезвычайно важно выстроить чёткую технологическую цепочку: «идея - НИОКР - производство - сбыт конечного продукта». Ключевое место в этой цепочке занимает человек, предприниматель.
В настоящее время задачи подготовки кадров и развития профессионального образования, безусловно, являются одними из первостепенных.
Важным шагом к их решению стало принятие закона, разрешающего создавать при вузах малые предприятия. Он даёт реальную возможность для капитализации знаний, которыми обладают молодые учёные и вузы в целом, развития молодёжного предпринимательства.
В то же время механизмы практической реализации этого закона ещё не сформированы.
Одной из основных задач здесь является создание механизма надёжной защиты интеллектуальной собственности и, в частности, системы патентной деятельности в условиях вуза. До сих пор не только не принят, но ещё даже не рассматривался закон об инновационной деятельности. Сроки принятия этого закона, я бы сказал, затянуты уже дальше некуда.
Следует отметить, что в 49 субъектах Федерации такие законы уже приняты. Однако они не работают в полную силу из-за отсутствия базового федерального закона. Необходимо в ближайшее время не просто принять рамочный федеральный закон об инновациях, а подготовить «целостный законодательный каркас» инновационного развития страны.
Безусловно, нельзя забывать и о таких вопросах, как:
- дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры;
- создание благоприятных условий для экспорта интеллектуальных продуктов и услуг;
- формирование единой информационной базы инноваций по всем регионам страны.
Задачу по дальнейшему снижению административного давления на малый бизнес и ликвидации бюрократических препонов также никто не отменял.
Нынешний кризис стал серьёзным испытанием для нашей экономики. Вместе с тем, он преподал нам несколько очень важных уроков. Главный из них заключается в том, что энерго-сырьевой сценарий экономического развития - это путь в никуда.
Россия должна взять стратегический курс на инновационное развитие и экономику знаний, в центре которой стоит человек. Малый бизнес и интеллектуальный потенциал наших граждан - вот важнейшие составляющие инновационной экономики и неотъемлемые слагаемые успеха России в будущем!