Добрый вечер!
На прошлой неделе я по приглашению кинорежиссёра Александра Прошкина (режиссёр фильма "Холодное лето 53-го") был на "Мосфильме" на закрытом просмотре его нового фильма "Чудо" по сценарию Юрия Арабова. Сразу хочу сказать: фильм понравился. Вот уже столько дней прошло, а я всё время думаю о нём - ловлю себя на мысли, что хочу ещё раз более внимательно его посмотреть.
Фильм основан на реальных событиях, которые произошли в 1956 году в Самаре. Эта история в народе носит название "стояние Зои". Девушка Зоя, празднуя у себя дома день рождения, когда начались танцы, не дождавшись своего молодого человека по имени Николай, сняла с красного угла икону Николая Чудотворца и стала с ней кружиться да и застыла, и простояла так почти четыре месяца до Пасхи.
Я знал, что фильм об этом и почему-то думал, что "застывание" будет кульминацией фильма.
На самом деле всё это происходит в самом начале фильма, да и фильм, похоже, совсем не об этом - фильм о людях, об отношениях между мужчиной и женщиной, между отцом и сыном, между любящими людьми.
В фильме снимался Константин Хабенский, который, кроме "Адмирала", ни в каких других фильмах мне не нравился, а здесь, по-моему, будет одна из его удачных ролей. Он играет журналиста Николая. Кстати, в одной из сцен в комнате коммунальной квартиры, где он живёт со своей женой-музыкантшей (вся коммуналка их дразнит "гнилой интеллигенцией), есть очень занимательный для меня эпизод. А занимательный он потому, что перекликается с моим детством.
Когда я был совсем маленьким, в моей семье в середине 50-х появился первый в нашей коммунальной квартире телевизор, это был "КВН". Помню, что мы его ещё расшифровывали: "Купил, Включил - Не работает". Он действительно очень часто ломался, а так как отец мой служил в училище радиоэлектроники, то всегда приходили ремонтировать его офицеры - преподаватели с кафедры, и делали это вполне успешно. Так вот, этот телевизор был знаменит ещё и тем, что у него был очень-очень маленький экран, по диагонали, наверное, сантиметров 15. А для того, чтобы изображение было побольше, вставлялась под телевизор по специальным направляющим линза, которая размещалась перед экраном, а линза из себя представляла выпуклую стеклянную ёмкость, заполненную дистиллированной водой. Помню, что вода регулярно испарялась, была проблема достать именно дистиллированную воду.
Естественно, я любил смотреть телевизор, но, помню, мне ужасно хотелось всегда сделать одну вещь (а во дворе у нас тёк небольшой ручей, в нём мы ловили тритонов, головастиков) - запустить тритона, либо головастика в эту линзу, чтобы он там плавал как в аквариуме. Подозревая, что мне за это будет от родителей, я так и не осмелился на эту затею. А вот герой Хабенского в фильме "Чудо" это сделал - он пересадил из аквариума золотую рыбку в линзу. Смотрится плавающая золотая рыбка в линзе замечательно, особенно на фоне трансляции (по фильму) двадцатого съезда КПСС.
Вообще, в этом кадре (уж не знаю, вольно или невольно) столько много оказалось смыслов, что если бы была такая номинация "Лучший кадр", я бы, без сомнения, присвоил этот титул именно этому моменту из фильма.
Ещё в фильме снимается Сергей Маковецкий. То же думаю, что это одна из лучших его ролей. Он играет эдакого беса-искусителя. Играет гениально.
На роль главной героини, которая, с одной стороны, весь фильм, можно сказать, простояла, но в то же время, если я и считаю, что это сильный фильм, то в том числе благодаря игре до фильма неизвестной, а, уверен, после фильма очень известной актрисы из Екатеринбурга Марии Буровой. Александр Прошкин рассказывал, что очень долго искали актрису на эту роль и нашли в Екатеринбурге выпускницу тамошнего театрального училища. Она всего лишь год играет на сцене екатеринбургского театра. Это её первая роль в кино, уверен, не последняя.
Как рассказал Александр Прошкин, он специально искал новое, неизвестное лицо и в то же время хотел, чтобы было сыграно так, как, в общем-то, и получилось, не побоюсь этого слова, - гениально. Если в первых же сценах фильма мы видим, как бы это поинтеллигентнее сказать, провинциальную "хабалку", хоть и комсомолку, судя по всему, то в конце фильма, буквально в последних кадрах мы видим Блаженную, причём, если "хабалку", на мой взгляд, намного легче было играть за счёт речи, то есть интонаций, характерного говора, самого содержания речи, то в заключительной части фильма, после того, как героиня были "разморожена", она не говорит ни одного слова, но в то же время зрители видят, что она стала Блаженной, почти святой. И вот эти сцены самые сильные и самые потрясающие. Мысленно я возвращаюсь именно к этим сценам.
Ещё должен отметить, что с потрясающей детальной точностью снята та эпоха, во всём. Мой придирчивый взгляд (а я всегда в таких случаях очень большое внимание обращаю на мелочи) не заметил ни одного сбоя ни в чём: ни в одежде, ни в посуде, ни в интерьерах - просто полное погружение в 50-ые годы.
А для любителей политического аспекта, хочу сказать, что там довольно интересные сцены с Никитой Сергеевичем Хрущёвым. Возможно, это уже авторский вымысел, а может быть и нет, не знаю, но тоже есть, о чём подумать и может быть даже что-то узнать нового о той эпохе.
Как сказал Александр Прошкин, премьера фильма состоится во время Московского кинофестиваля. По-моему, он говорил, что фильм будет показан 20 июня. К сожалению, похоже, этот фильм не пойдёт, что называется, на широкий экран. Кстати, об этом мы как раз говорили с Юрием Арабовым и Александром Прошкиным за чаем - о том, что так называемому "некассовому" кино, тому кино, которое заставляет думать, увы, не пробиться на экраны и так не очень многочисленных кинотеатров нашей страны. Наверное, и этот фильм ждёт такая же судьба. Но всем читателям блога искренне рекомендую его посмотреть - этот фильм того стоит.
Ваш Сергей Миронов