В конце прошлой недели с Казанского вокзала в свой первый рейс отправился состав, оформленный в честь Года российского кино и получивший имя народного артиста СССР Вячеслава Тихонова. В целом планируется, что в Год кино РЖД совместно с Министерством культуры РФ запустят 12 именных поездов, посвященных знаменитым кинематографистам. Поддерживаю эту инициативу: замечательно, когда так ненавязчиво молодые поколения будут узнавать больше о лучших образцах российского кинематографа, а старшие поколения с улыбкой и теплотой вспомнят великие ленты и гениев нашего кино.
В этой связи мне кажется совершенно излишними бюрократические препоны, которые поставлены в моем родном городе Санкт-Петербурге общественной инициативе по увековечиванию памяти еще одного замечательного артиста.
Ко мне обратился Президент Гильдии актеров кино России Сергей Петрович Никоненко с просьбой о содействии в решении казалось бы очевидного и простого вопроса. Оказалось, что в течение трех последних лет дирекция Гильдии занималась сбором документов для установки мемориальной доски памяти народного артиста СССР Георгия Степановича Жженова.
Георгий Степанович был моим земляком - петроградцем, он родился на Васильевском острове в 1915 году. Человек искренний и настойчивый, он прожил насыщенную и очень непростую жизнь. Казалось бы, все начиналось успешно. В 1930 году Георгий поступил в Ленинградский эстрадно-циркового техникум, выступал в ленинградском цирке. Молодого артиста пригласили в кино. После исполнения главной роли в фильме «Ошибка героя» 17-летний Георгий решил связать свою судьбу с кино и поступил на отделение киноактера Ленинградского института сценических искусств.
Увы, в самом конце 1936 года, после убийства С. М. Кирова, брат Георгия обвинили в антисоветской деятельности и террористических настроениях, семью выслали в Казахстан. Георгий в ссылку ехать отказался. Мог ли этот поступок остаться незамеченным? Через два года «случайное знакомство» в дороге с американцем становится поводом для предъявления абсурдного обвинения. В итоге - 5 лет заключения на Колыме. Досрочное освобождение за хорошее поведение и добросовестную работу - и новый срок на сфабрикованному обвинению.
В 1955 году военный трибунал реабилитировал Жженова по обоим делам. Ему было уже 40 - возраст зрелый, по обычным меркам уже совершенно неподходящий для начала карьеры. Однако Георгий Степанович нашел в себе силы и начал жизнь заново. И судьба наконец-то улыбнулась ему. Жженов сыграл в более чем 70 фильмах - «Исправленному верить», «Берегись автомобиля», «Ночной гость», «Путь в «Сатурн»» и многие-многие другие. Играл на сценах Ленинградского областного драматического театра и Ленинградского театра им. Ленсовета. Переехав в 1968 году в Москву, он стал работать в театре им. Моссовета, где сыграл более ста ролей.
90 лет нелегкой, но яркой и пронзительной жизни. Образы, созданные актером, стали любимыми и каноническими. Для меня самой значимой ролью стал командарм Бессонов из фильма «Горячий снег» по роману Юрия Бондарева.
8 декабря 2015 года исполнилось 10 лет со дня смерти Георгия Степановича. В 2010 году в Москве установлена мемориальная доска памяти великого народного актера.
В канун 100-летия актера Союз кинематографистов РФ направил с адрес комитета по культуре Санкт-Петербурга пакет документов для установки мемориальной доски. Полученный ответ вызвал и удивление, и негодование. Согласно правилам мемориальные доски в Санкт-Петербурге устанавливаются по истечению 30 лет со дня смерти.
В данном случае считаю этот формализм излишним. Время уже расставило все по своим местам, и в заслугах Георгия Жженова сомневаться не приходится. Я направил обращение в адрес губернатора Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко с предложением в порядке исключения установить мемориальную доску, не дожидаясь истечения стандартного срока. Убежден, к решению каждого вопроса чиновникам необходимо подходить индивидуально, учитывая особенности каждого случая. Уверен, увековечивание памяти великого актера Георгия Жженова станет важным событием в рамках Года российского кино.