Культурное возрождение неизбежно. Размышления о выставке В. Серова

Jan 26, 2016 18:58

Выставка Валентина Серова, приуроченная к 150-летию художника, была продлена еще на неделю. Продлена второй раз. Сначала ее планировали завершить 17 января, продлили до 24го, и вот, видя небывалый интерес, закроют только в конце месяца. Зная о тонкостях организации подобных масштабных выставок, строжайших условиях экспонирования, правилах таможенного законодательства и прочих нюансах, понимаю, какого большого труда стоило Министерству культуры и Третьяковской галерее договориться о продлении. Замечательно, что еще несколько дополнительных дней появилось у всех, кто мечтал посмотреть эту удивительную выставку.

Принципиально не хочу надолго останавливаться на инциденте, случившемся на прошлой неделе. Скандальные заголовки, которыми запестрели страницы СМИ и интернет-порталов, никак не должны были оказаться возле имени Валентина Серова. Увы, и очереди на морозе, и давка в холле, и даже выбитая дверь были. Все это дало повод поглумиться над культурным событием, в содержании которого придраться было не к чему.

МЧС развернул мобильный пункт обогрева, российское военно-историческое общество организовало полевые кухни, онлайн-продажа билетов была прекращена. Вновь видим принцип «бить по хвостам», хотя можно было бы не падать на ровном месте. Остается надеяться, что печальный опыт будет наконец-то учтен. Третьяковская галерея уже объявила, что на свои следующие выставки планирует продавать онлайн-билеты с указанием времени посещения экспозиции. Надеюсь, и зрители будут ответственнее и собраннее, не оставляя посещение на последние дни.

Поговорить же я хочу о самой выставке и о том удивительном факте, который она ясно показывает. Выставка, конечно, самая замечательная, и огромный интерес к ней я искренне понимаю и разделяю. Представлены работы из 25 российских музеев, 4 зарубежных музеев и частных коллекций. Например, из Национальной галереи Армении привезен портрет Марии Акимовой, который сам Серов считал одной из лучших своих картин. Впервые в Россию вернулся портрет двоюродной сестры художника Марии Львовой, вывезенный во Францию еще в начале прошлого века.

Прошло около 25 лет с последней монографической выставки Серова, а столь масштабной выставки художника не было уже около века. Организаторы представили огромное количество графики и этюдов Валентина Александровича, что позволило увидеть творческую кухню художника.

Подобные выставки - результат огромной исследовательской работы. Зрители видят на них не просто полотна, но чувствуют и впитают эпоху, узнавая о каждом герое портрета. А ведь недаром говорят, что в историю творчества Валентина Серова, от знаменитой «Девочки с персиками», написанной им в 22 года, до не менее известного модернистского портрета Иды Рубинштейн, законченного им в 45 лет, укладывается вся история русского искусства того времени. Для Третьяковской галереи выставка к 150-летию Валентина Серова стала рекордной - ее посмотрело уже более 400 тысяч человек. До этого первое место принадлежало выставке Исаака Левитана, которую посетило почти 300 тысяч зрителей.

Для меня эти результаты - радостный и долгожданный знак. Знак интереса к классике, к нашей истории, к духу и ценностям России, тонкой нитью пронизывающим все работы наших великих художников и творцов. Согласен с директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой, что людям «встреча с подлинным искусством, эмоции и радость, которые оно дает, помогает выжить и остаться человеком».

Я вижу в этом, на первый взгляд казалось бы, небывалом интересе тягу к глубине, к сознанию и духовному понимаю людьми своего мира. А очереди - очереди на выставки на самом деле не редкость для России во все периоды ее истории. Вспомните, из недавнего, например, также большое внимание заслужили и исторические выставки «Рюриковичи», «Романовы» или «Моя история: XX век».

В трудные периоды истории мы подсознательно тянемся к подлинным ценностям, подлинному искусству, находим в них себя и внезапно открываем в себе скрытые резервы. Удивительный феномен, прослеживающийся во всей нашей истории. И верный знак нашего духовного возрождения. Конечно, не мгновенного, поборовшего в будущем еще немало трудностей и глупостей, включая бюрократически-чиновничьи, но неизбежного культурного возрождения. Верю, так будет!

Память, Культура, Общество, История

Previous post Next post
Up