Пожароопасная экономия

Sep 10, 2015 21:34

​Вот уже несколько месяцев полыхают леса в Сибири. Выгорели огромные массивы в Забайкальском крае, Хакасии, Бурятии, Иркутской области, других регионах. И хотя после долгой раскачки на борьбу с пожарами были мобилизованы большие силы, включая спасателей МЧС, военнослужащих и волонтеров, разбушевавшаяся стихия до сих пор проявляет себя: подавят борцы с огнем один очаг, с новой силой все разгорается в других местах. Надо признать честно: под полный контроль ситуация, несмотря на все бодрые рапорты, так и не взята. Надежда одна: пройдут обильные осенние дожди, а потом наступят холода, выпадет снег, и лесные пожары в Сибири сами по себе утихнут.

Ущерб от нынешних сибирских пожаров еще предстоит подсчитывать, но некоторые эксперты полагают, что многие печальные «рекорды» (по площадям выгоревших лесов, прямым потерям древесных ресурсов и т.д.) могут быть побиты. Счет суммам ущерба идет на многие десятки миллиардов рублей. При этом не все ведь, что входит в понятие «ущерб», можно точно подсчитать. Как подсчитаешь, к примеру, то негативное воздействие на нашу природную «жемчужину» - озеро Байкал, которое оказала и еще, видимо, окажет катастрофа с окружающими его заповедными экосистемами? А можно ли оценить ущерб от людских трагедий, которых в нынешнем году из-за лесных пожаров опять произошло немало? Человеческие жертвы, люди, пострадавшие от ожогов и вдыхания продуктов горения, погорельцы, лишившиеся крова, имущества и т.д. Все это горе и страдания никакими деньгами не измерить.

Помнится, после «огненного» лета 2010-го, когда даже Москва оказалась во власти удушливого смога, власти нам обещали, что подобное больше не повторится. Но лето-2015 показало, что сделанные тогда «косметические» поправки в законодательство и управленческую практику эффекта не дали. Леса продолжают гореть. Из года в год. То в одних частях России, то в других. Где-то возгорания происходят из-за человеческого фактора, где-то из-за аномальной жары, где-то еще по каким-то причинам. Но, если смотреть в корень проблемы, самым главным «поджигателем» наших лесов стоит назвать Лесной кодекс 2006 года, который ликвидировал государственную лесную службу, как единый и самостоятельный орган, и по сути разрушил систему контроля за лесами.

В небольшой Белоруссии в гослесохране (которая не только сохранена, но и активно технически переоснащается) трудится 19 тысяч сотрудников. Примерно столько же их нынче на всю огромную Россию, где лесов в 85 раз больше, чем в Белорусиии. Невольно задаешься вопросом: на что, собственно, мы надеемся? В СССР в лесной службе работало 130 тысяч человек, имелась единая авиалесоохрана, другие профессиональные структуры, подготовленные для борьбы с лесными пожарами. Теперь все это либо вовсе утрачено либо раздергано по регионам, на которые сброшена ответственность за управление лесами и профилактику пожаров.

Все делалось вроде бы под флагом «экономии» бюджетных средств. Вот только, о какой экономии может идти речь, если то, что могло быть гипотетически сэкономлено за счет ликвидации системы гослесслужбы, многократно перекрывается расходами на ту же борьбу с лесными пожарами и ликвидацию их последствий? Каждый год жизнь тычет нас в одни и те же очевидные истины. В то, что никакие спутниковые мониторинги и прочие технические средства не заменят государственного служащего в лесу и не обеспечат выявление очага пожара на ранней стадии. В то, что никакие коммерческие арендаторы лесных участков не способны всерьез заниматься противопожарным обустройством лесов и тем более не готовы к оперативной борьбе с лесными пожарами. Это требует специальной подготовки, специальных людей, специальной техники!

Сама идея - расписать всю ответственность за леса по региональным клеточкам - абсурдна хотя бы уже потому, что стихия лесного пожара не подчиняется никаким административным границам. «Регионализация» управления лесами привела к прискорбной ситуации - к утрате возможности оперативно маневрировать силами и средствами в масштабах страны.

Абсурдна нынешняя система еще и потому, что у нас появились дельцы, которым, как выясняется, лесные пожары весьма выгодны. Получать порубочные лицензии на горелый лес куда легче, чем на обычный. А под эту сурдинку циничные коммерсанты и вполне качественного леса ухитряются нарубить. Контролировать-то «черных лесорубов» особо некому. По-своему заинтересована в лесных пожарах и региональная бюрократия. На текущие работы по лесоустройству и противопожарной профилактике деньги выделяются не столь уж и большие. А вот когда дело доходит до крупных лесных пожаров, - тут уже совсем другие финансовые потоки. Не потому ли чиновники так часто до последнего тянут с докладами в центр о том, что у них начали гореть леса, поначалу всячески приуменьшая масштабы бедствия? И только, когда эти масштабы разрастаются до угрожающих размеров, когда зарево пылающего леса уже из самой Москвы видать, начинают бить во все колокола: помогите, мол, региону!

В общем, куда ни кинь - всюду клин! Все упирается в систему. Как ни тяжко признавать нынешней власти, что в 2006 году с Лесным Кодексом допущена грубая ошибка, надо набраться политической воли и сделать это. Нужно кардинально менять все «пожароопасные» законодательные нормы на иные - «противопожарные». Надо возродить полноценную государственную лесную службу, управляемую из федерального центра и имеющую сильные, хорошо финансируемые, технически оснащенные и профессионально подготовленные региональные структуры. Если это сделано не будет, из великой лесной державы Россия постепенно превратится в страну горелых пеньков. Мы не имеем права в очередной раз «проглотить» горькие уроки очередного «огненного» лета! Нужно в конце концов делать выводы и принимать не косметические, а по-настоящему эффективные меры, чтобы подобное и впрямь больше никогда не повторилось!

Безопасность, Общество

Previous post Next post
Up