СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ всегда критически относилась к системе социальных индикаторов, с помощью которой в России определяется уровень жизни населения и в том числе - уровень бедности. Эта система, введенная в пору «шоковой терапии» правительством Е.Гайдара, как временная мера, но действующая по сей день, фальшива буквально во всех ее компонентах. Так называемая потребительская корзина, которая должна представлять собой минимальный набор того, что необходимо человеку для жизни, на самом деле заведомо не учитывает многие жизненно важные потребности современного человека. Прожиточный минимум, призванный отражать стоимость потребительской корзины, тоже весьма обманчив, ибо рассчитывается по специфическим методикам, отставая от истинного уровня инфляции.
Но, пожалуй, самый ущербный компонент в этой «триаде» - это минимальный уровень оплаты труда (МРОТ). В Трудовом кодексе РФ прописаны обязательства государства по увеличению “минималки”: МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума (ПМ), а месячная зарплата работника не может быть ниже МРОТ. Эти позиции продиктованы концепцией социального государства, в котором априори не должно возникать ситуаций, когда человек, имеющий работу является по сути нищим и не способным прокормить ни самого себя, ни свою семью. Кроме того, МРОТ в существующей системе важен еще и потому, что является отправной точкой для определения зарплат бюджетников, социальных выплат и т.д.
Казалось бы, все ясно. Но тем не менее из года в год повторяется одна и та же ситуация: Правительство РФ, ссылаясь на «объективные трудности», заявляет о невозможности выполнить требования Закона о выведении МРОТ на уровень прожиточного минимума. Вот и в настоящее время установленный на федеральном уровне МРОТ (5965 рублей) составляет всего лишь 59% от официального прожиточного минимума (ПМ) трудоспособного населения. И что мы слышим? Вновь раздаются обещания повысить МРОТ, но только не сейчас, а в перспективе. Минтруда РФ недавно обнародовало предложения о том, как именно чиновники собираются подтягивать МРОТ к ПМ. График растянули аж до 2020 года: в 2016-м МРОТ якобы составит более 61% от ПМ, в 2017 году - 65%, в 2018-м - 75%, в 2019-м - 85%, ну и в 2020-м наконец-то будут достигнуты вожделенные 100%.
Как оценивать эти благие намерения?
У меня они вызывают огромное недоверие. Все это мы уже проходили! Хорошо помню, как еще в 2003-м парламентариям предлагали утвердить точно такой же план подягивания МРОТ до ПМ к 2007 году. Когда стало ясно, что намеченных целей достичь не удалось, в 2007-м принялись строить те же планы уже на последующие годы. А там грянул кризис 2008-го... В общем вся эта эпопея с «подтягиванием МРОТ» очень напоминает легенду про бедолагу Сизифа, которого, как известно, заставляли затаскивать на гору тяжелые камни, а они потом вновь с грохотом катились вниз.
Приведу еще несколько цифр. В 2011 году МРОТ достигал 71% от ПМ, в 2014-м - 69%. Ну а в 2015-м, как я уже сказал, все скатилось до 59%. То есть дела на этом направлении идут все хуже и хуже. Вот такое странное «подягивание»! И это - повторюсь! - при том, что мы берем в расчет весьма сомнительную величину официального прожиточного минимума, на который, как считают многие, прожить-то на самом деле нельзя. А если взять расчеты, предлагаемые независимыми экспертами? Скажем, согласно исследованиям сотрудников Всероссийского центра уровня жизни, прожиточный минимум в РФ должен составлять не 9662 руб. (как установлено в среднем на 1 квартал 2015 г.), а почти 19 тыс. По-хорошему, приближать-то МРОТ надо именно к такому показателю! Но, если взять за исходное такие ориентиры, то придется объективно признать: МРОТ в социально-экономическом смысле - полный банкрот. А все игрища с его «потягиванием» к прожиточному минимуму - фикция и обман населения.
Впрочем, сегодня в пору экономического кризиса трещит по швам вся система, основанная на МРОТ, прожиточном минимуме и потребительской корзине в том виде, каком она есть. Долгое время она позволяла нашей бюрократии, манипулируя статистическими данными, искусственно занижать число малоимущих и бедных в России и маскировать тем самым провалы в социальной политике. Но сегодня рост дороговизны жизни и падение доходов населения стали столь существенны, что даже на официальном уровне признается: число живущих за чертой бедности в России растет быстрыми темпами и уже достигло 22 млн. человек.
Вот почему, по нашему убеждению, наступает время вспомнить об известном афоризме: «Честность - лучшая политика!». Благостную картинку все равно сохранить не получается. Так не лучше ли пойти на решительные меры, отказавшись и от МРОТ, и от прожиточного минимума? Не лучше ли сделать основой всех расчетов, как это давно предлагает СР, социальный стандарт потребления, включающий расходы не только на питание и предметы первой необходимости, но и на содержание жилья, образование, культуру, лечение и отдых. Кроме того, эффективной мерой по наведению порядка в сфере оплаты труда стал бы переход на минимальную почасовую ставку с тремя видами повышающих коэффициентов: региональным, отраслевым, квалификационным.
Конечно, эти и другие предлагаемые справороссами меры привели бы наше общество к осознанию многих непрятных вещей. Все вдруг увидели бы истинное лицо нынешней социальной политики без всяких прикрас. Все бы увидели бы, что на самом деле людей, живущих за чертой бедности и еле-еле сводящих концы с концами, даже не 22 млн., а гораздо больше. Но это тот самый случай, про который говорят: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». Лучше начать наконец реальную борьбу с той же бедностью (в том числе с так называемой «работающей» бедностью), чем бесконечно имитировать ее путем обманного «подтягивания МРОТ» к прожиточному минимуму, который и сам-то представляет собой лукавую «обманку».