Вернем участкового Анискина?

Oct 17, 2014 16:10

На этой неделе я и мои коллеги - депутаты фракции "Справедливая Россия" Татьяна Москалькова, Михаил Емельянов, Валерий Зубов, Олег Нилов, Александр Бурков - внесли на рассмотрение Госдумы проект федерального закона № 621910-6 "О муниципальной милиции в Российской Федерации". К сожалению, Правительство дало на наш законопроект отрицательный ответ - на мой взгляд, отрицательный не по сути, а в деталях. И вчера наша фракция провела круглый стол "О муниципальной милиции в Российской Федерации: вопросы законодательного обеспечения", для того чтобы еще раз взвесить все аргументы сторонников и противников нашей инициативы. Здесь вы можете прочесть отчет об этом мероприятии, а я хочу поделиться с Вами своими соображениями, которые я положил в основу своего выступления на круглом столе.

В этом году на разных площадках постоянно звучит тема местного самоуправления. Считаю, во многом это связано с прошлогодним посланием Президента России, с принятием весной этого года закона о реформе муниципальной власти в областных центрах и крупных городах. В России вопрос самоуправления - земского или городского - это, прежде всего, вопрос доверия между государством и обществом. Об этом кстати со всей определенностью свидетельствует весь опыт реформ Александра II.

Действующая Конституция предусматривает самостоятельную охрану общественного порядка органами местного самоуправления, 131-й федеральный закон говорит об организации охраны общественного порядка силами муниципальной милиции. А на практике у нас сверхцентрализованная, зарегулированная, забюрократизированная правоохранительная система с бесконечной отчетностью, от которой стонут сами полицейские, работающие "на земле". Пора признать, что оборотной стороной реформы полиции стало чувствительное сокращение числа участковых уполномоченных, сотрудников ГИБДД, закрытие дежурных частей и отделов внутренних дел. Поэтому ситуация с обеспечением общественного порядка не улучшается. Муниципальные власти стали задумываться о создании собственных правоохранительных органов. Об этом свидетельствуют постоянные дискуссии на региональных советах муниципальных образований. Однако без специального закона о муниципальной милиции работать в этом направлении местным органам предельно трудно.

Теперь обратимся к 131-му закону. Муниципалитетам уже сегодня вменили в обязанность участвовать в профилактике межнациональных конфликтов, в профилактике терроризма и экстремизма. Местная власть обязана предоставлять участковым помещения для работы и жилье. В марте этого года Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, по которому муниципальные образования будут заниматься еще и профилактикой правонарушений. Как это делать без милиции общественной безопасности? Фактически местные органы отвечают за общественный порядок на территории муниципального образования, но юридических, законных механизмов, материальных и кадровых ресурсов для эффективной реализации предоставленных полномочий не имеют. Получается, что государственная власть, с одной стороны, вроде и хочет привлечь местные власти к правоохранительной деятельности, но, с другой, - не доверяет муниципальному сообществу.
Поэтому для меня необходимость создания муниципальной милиции очевидна.

Расскажу самое, по моему мнению, ключевое в законе "О муниципальной милиции в Российской Федерации", который мы с товарищами подготовили.
Первое. Муниципальная милиция будет создаваться в районных и городских округах за исключением городов федерального значения и закрытых административно-территориальных образований. Она будет представлять собой самостоятельный муниципальный орган, который непосредственно подчиняется главе муниципального образования. Разумеется, при строгом контроле как со стороны органов местного самоуправления и населения муниципального образования (общественный контроль), так и со стороны государственных органов: суда, прокуратуры, органов МВД России.

Второе. Основные направления деятельности муниципальной милиции подробно прописаны в нашем законопроекте. Главная их задача - обеспечение общественного порядка на территории муниципального образования и профилактика правонарушений. Надо строго отграничить работу муниципальной милиции от деятельности органов внутренних дел.

Третье. Всенародное избрание руководителей муниципальной милиции и участковых. Этого не надо бояться. К примеру, мировые судьи по действующему законодательству могут избираться населением, и в этом нет ничего страшного. Наоборот, всенародное избрание руководителей муниципальной милиции и участковых позволит реально приблизить правоохранительные органы к местному населению, поднимет доверие граждан к их работе. Участковый должен быть "укоренен" в хорошем смысле этого слова на своем участке, о должен находиться в тесном контакте с жителями.

Четвертое. Нужно думать о сотрудниках муниципальной милиции. С одной стороны, самый строгий отбор и контроль - и тут нам поможет выборность и подотчетность. С другой, должно быть сохранено денежное довольствие, пенсионное и социальное обеспечение, страховые выплаты, соразмерные с социальными гарантиями, установленными для сотрудников полиции.

Сегодня для создания в России эффективной системы муниципальной милиции нужны, прежде всего, политическая воля и доверие между государством и обществом. Надеюсь, все получится.

Государственная Дума, Милиция, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, Законы

Previous post Next post
Up