Jan 14, 2014 21:02
Накануне Нового года я встречался с действующим летчиком гражданской авиации, командиром экипажа, человеком, имеющим огромное количество часов налета и колоссальный опыт. Я услышал, что называется, «из первых уст», много интересного и важного о проблемах гражданской авиации. Рассказ моего собеседника я записал и хочу, чтобы Вы познакомились с ним. Редактуру я внес минимальную - убрал только мешающие восприятию «с листа» разговорные выражения и излишне эмоциональные высказывания летчика, хотя, я уверен, эмоциональность моего собеседника вы поймете - достаточно прочитать то, что он рассказал…
И один короткий комментарий. Выслушав опытного профессионала, я еще раз убедился в моей правоте, когда неоднократно призывал к воссозданию Министерства гражданской авиации.
Сегодня летный состав работает и постоянно находится в состоянии хронической усталости. В этих условиях отечественные авиакомпании явно не могут гарантировать стопроцентной безопасности пассажирских перевозок. В чем это проявляется? Руководство компаний, администрация не учитывают объемы полетов при комплектовании штата летного состава. Доходит до того, что сегодня командир корабля прилетает, скажем, в «Шереметьево», садится в свой автомобиль, чтобы добраться до дома, и засыпает, потому что реально боится двинуться с места.
В прошлом году санитарная норма полетного времени была увеличена с 80 часов в месяц и 800 в год (норма, одобренная еще в Советском Союзе) до 90 часов в месяц и 900 в год. Эта норма не применяется нигде в мире! Президента России ввели в заблуждение, сказав, что мы приближаемся к европейским стандартам! Лукавство этой «статистики» заключается в том, что норма может быть хоть 150 часов, но при условии, что соблюдаются нормы отдыха. А эти нормы как раз и не соблюдаются! В прошлом году было отмечено более 20 случаев невыхода экипажа на связь при пролете промежуточных пунктов: экипаж спал из-за накопившейся усталости!
В чем причина? В том, что у руководства компаний стоят топ-менеджеры, которые не имеют опыта практической работы в гражданской авиации, совершенно не понимают, что такое организация труда. В Советском Союзе эти положения строго отслеживались. А сегодня - свобода действий, деньги в руках. Полный карт-бланш! Да и вообще, дело не только в усталости. Авиабилеты в нашей стране дороже, чем в других странах (притом, что топлива у нас в избытке), зарплаты летчиков ниже, практически не осталось социальных льгот, выплат на отдых семей и т.д. Сегодня нет ответственности за выдаваемые авиационным компаниям сертификаты и лицензии. Нет закреплённых лётных инспекторов, которые бы устанавливали предписания компаниям и которые отвечали за свои действия перед законом. Летчикам приходится иногда летать с минимальным запасом топлива. Полоса порой не подсвечивается осветительными фонарями. Начнете говорить об этом - скажут: «Капризный!»
Добавьте к этому невозможность стопроцентно гарантировать безопасность полетов - картина получается до предела тревожная!
Ведь что должно быть на первом месте в гражданской авиации? Безопасность! А у наших топ-менеджеров на первом месте что? Выгода! Но за штурвалом сидят живые люди, и когда на работу они выходят не отдохнувшими, их профессионализм обнуляется. А их буквально заставляют, принуждают работать, а если они выражают несогласие и демонстрируют принципиальность, их фактически наказывают «неудобными» рейсами (ночью или под утро). Вот так «решается» проблема безопасности полетов!
Сейчас гражданская авиация входит в структуру Минтранса, а раньше это было отдельное министерство. На Западе управление гражданской авиацией является самостоятельной моделью со своим бюджетом, финансированием, потому что летная работа и работа гражданской авиации сильно отличается от работы других транспортных отраслей. А у нас люди, принимающие решения, похоже, этого не понимают. Не хотят понять! Необходимо вернуться к модели управления гражданской авиацией, которая была в СССР. Это - не дань «советской моде», а правильная это дань отраслевой модели работы гражданской авиации. В 1989 году безопасность полетов в Советском Союзе была самой высокой во всем авиационном сообществе мира. Сейчас у нас нет летных специалистов ни на федеральном уровне, ни на региональном. Сегодня в Минтрансе РФ работает один (!) действующий летчик. Как можно управлять отраслью без профессионалов? Да никак!
В 1992 году удалось добиться в Минтруде России установления членам экипажей воздушных судов гражданской авиации 36-часовой рабочей недели при выполнении летной работы. При этой норме лётчик полноценно отдыхал. Но топ-менеджеры продавили свою норму: если не получается 36 часов, то считать месячную норму за неделю. А за неделю при такой напряженной и ответственной работе можно довести человека до полуобморочного состояния. Вместо решения проблем безопасности под предлогом нехватки пилотов чиновники хотят изменить 56-ю статью Воздушного кодекса, вписав в нее разрешение летать гастарбайтерам. Это что, решение вопроса? Тоже нет! Нужен орган, отвечающий за гражданскую авиацию. И работать в нем должны профессионалы, которые понимают, что такое грузовые и пассажирские перевозки, прежде всего, безопасность! А пока «рулят» в авиации непрофессионалы, которые гонятся за рублем, дело не сдвинется. А чего стоят просчеты и промахи в авиации - всем известно. Иногда они стоят жизни. Как же можно это не понимать? Я считаю, что такое отношение просто преступно!
Общество,
Встречи