Сеть для «коррупционных акул»

Dec 18, 2013 22:34

Недавно было объявлено, что Президент России В.В.Путин подписал Указ о создании в президентской Администрации Управления по вопросам противодействия коррупции. Новой структуре предстоит заняться координацией ведомств, причастных к антикоррупционной борьбе, а также наладить работу по проверке деклараций о доходах, расходах и имуществе высокопоставленных чиновников. Сам факт создания данного Управления говорит о том, что Президент хочет задать борьбе с коррупцией новые импульсы, что развитие ситуации в этой сфере его не устраивает.

Понятно, что не удовлетворяет оно и общество. С одной стороны, граждане регулярно слышат о новых и новых коррупционных скандалах, а с другой, - видят, как то и дело возникает пробуксовка с их расследованием и доведением до суда. Данные судебной статистики говорят о том, что пока многое зачастую сводится к вылову мелкой «коррупционной рыбешки», а вот крупные «коррупционные акулы» с легкостью прорывают выставленные «сети» и уходят от ответственности.

В 1-м полугодии 2013 года по коррупционным статьям осуждено около 700 человек. И лишь в 60 случаях речь идет о мздоимстве с масштабами более 1 миллиона рублей. Большая же часть судебных решений вынесена по поводу взяток размером в 5-10 тысяч рублей, на которые польстились врачи, учителя, преподаватели вузов и т.д. В статистику коррупции каким-то образом попали даже пять представителей рабочих профессий. То есть это совсем не те матерые коррупционеры-чиновники, которые за счет «откатов» и «заносов» открывают оффшорные фирмы и покупают роскошные виллы где-нибудь за рубежом.

На этом фоне у граждан возникают закономерные вопросы по поводу тех резонансных дел, которые начинались в свое время с громких разоблачений под телекамеры. Вспомним, как эффектно подавались поначалу дела о хищениях при подготовке к саммиту АТЭС, о злоупотреблениях при реализации программы ГЛОНАСС, о махинациях в «Росагролизинге» и целом ряде других расследований подобного калибра. Я уж не говорю о пресловутом деле «Рособоронсервиса». Оно вообще стало «мыльной оперой», за которой наблюдает страна. Время идет, а где результаты? Где показательные процессы, где приговоры, которые становились бы прецедентными?

Сложности возникают потому, что коррупционеры крупного масштаба давно отошли от примитивных схем. Некоторые эксперты, занимающиеся исследованием российской коррупции, делят ее на три вида - «черную», «серую» и «белую». «Черная» - это банальные взятки и неприкрытое казнокрадство. «Серая» - нечто более изощренное, когда коррупционные доходы извлекаются, допустим, за счет госзакупок по завышенным ценам или, наоборот, продажи госимущества по заниженной стоимости. Доказывать преступный умысел в этих случаях куда сложнее. Но есть еще и «белые» схемы, когда коррупция «обосновывается» целенаправленно разработанной нормативной документацией. Формально все делается как бы «по закону». Стандартные следственные действия в таких случаях практически не дают эффекта.

Именно на этой наиболее сложной проблематике, на мой взгляд, важно сегодня сосредоточить усилия и Администрации Президента РФ, и законодателей, и правоохранительных органов, и экспертного сообщества. В борьбе с коррупцией нужен качественный рывок, модернизация всего антикоррупционного инструментария. Необходимо сообща искать более эффективные формы и методы выявления и расследования коррупционных преступлений, делая основной акцент все-таки на наиболее крупные и опасные из них.

Настоящим прорывом к тому, чтобы перестать стрелять «из пушки по воробьям», могла бы стать ратификация 20-й статью Конвенции ООН против коррупции и внесение в УК РФ статьи «Незаконное обогащение». Это радикально изменило бы саму логику борьбы с коррупцией. Добираться до тех, кто использует государственные должности как источник громадных личных доходов, стало бы возможным, что называется, совсем с иной стороны.

Серьезного анализа требует и система наказаний за коррупцию. Что сегодня получается? Вроде говорим об ужесточении ответственности. На деле же число осужденных на реальные сроки за коррупционные преступления сокращается. За 1-ю половину с.г. таковых было всего 8 (!) процентов. Большинство приговаривают к штрафам. При этом многие наловчились их просто не выплачивать, находя всевозможные лазейки.

Когда вводилась система так называемых «кратных штрафов», казалось, что эта мера может быть эффективной. Но жизнь показывает, что в качестве острастки такие штрафы работают лишь в отношении все тех же мелких взяточников. «Коррупционным акулам» они не страшны. «Акул» можно взять только одним - введением конфискации всего имущества, нажитого коррупционным путем. Причем конфискация должна касаться не только имущества самого коррупционера, но и имущества членов его семьи.

Когда-то Петр Первый, говоря о решении важных государственных задач, так формулировал свое кредо: «Замахивайся на большее, а по малому - только кулак отшибешь». Мне кажется, эта рекомендация вполне уместна для нынешней ситуации в сфере борьбы с коррупцией. Замах-то сделан очень даже широкий. Значит и удары по социальному злу, разлагающему российское государство и общество, должны быть самыми мощными. Хватить уже «отбивать кулаки» по малому!

Реформы, Общество, Коррупция

Previous post Next post
Up