И опять - «битье по хвостам»

Dec 12, 2013 08:22

Итак, на «карте» межэтнических конфликтов, возникших на почве запущенных миграционных проблем, появилось еще одно наименование. В один ряд с Кондопогой, Манежкой, Пугачевым, Бирюлево встал теперь еще и Арзамас, где после убийства местного 26-летнего жителя Александра Слакаева выходцем из Закавказья, произошли беспорядки. Когда знакомишься с деталями арзамасских событий, невольно возникает ощущение дежавю. Все опять произошло по знакомому сценарию. Сначала вроде бы обычный бытовой конфликт, потом драка, в которой мигрант убивает местного жителя, затем - взрыв возмущения горожан, народный сход, неспособность местных властей и правоохранителей найти адекватные ответы на острые вопросы, звучащие из уст людей. И, как следствие, выплеск негативной энергии на улицу.

Характерная деталь: до радикальных действий (битья витрин, погромов торговых точек, принадлежащих выходцам из Закавказья, и т.д) некоторые из арзамасцев дошли именно после встречи с местными властями и правоохранителями, которая была специально организована в Доме культуры. И вроде бы слова чиновники говорили правильные, и преступление было раскрыто достаточно быстро, и лица, причастные к убийству Александра Слакаева, задержаны практически по горячим следам. Но ситуацию это не разрядило и вряд ли могло разрядить. Ибо накопился слишком уж большой уровень недоверия к власть предержащим. Если главу города и начальника местной полиции не хотят слушать, прерывают свистом и криками «Позор!», то о каком их влиянии можно говорить?

Проблемы копились годами, напряжение росло изо дня в день. Как теперь выясняется, бывали и ранее в городе регулярные стычки между местными и приезжими, бывали и драки, разве что без смертельных исходов. Но шевелиться чиновники стали, только когда, образно говоря, гром уже грянул. Вот тогда вспомнили и о «миграционных патрулях», и о том, что надо проверять места проживания мигрантов, разбираться с незаконной торговлей, организованной приезжими из ближнего зарубежья, и с тем, какая форма собственности у того или иного кафе, есть ли разрешения у его сотрудников на работу и т.д. Но жители абсолютно справедливо спрашивают: ну а почему же все это не делалось раньше?

Совсем недавно, вскоре после бирюлевской трагедии, был принят Закон об ответственности региональной и муниципальной власти в сфере межнациональных отношений. Арзамасские события становятся своего рода моментом истины: заработает ли эта законодательная новация или нет? Есть опасение, что если в отношении должностных лиц, допустивших арзамасские события, не последует достаточно жестких мер, то это станет очень плохим прецедентом для чиновников из других городов и регионов. Они не должны счесть, что все это лишь имитация и не более того.

Возникает вопрос: кто должен проводить соответствующие проверки в регионах и муниципалитетах и устанавливать конкретную степень ответственности тех или иных должностных лиц, допустивших на подведомственных территориях межэтнические конфликты? Очевидно, что никак не обойтись без соответствующей системы федерального контроля. И это в который раз подтверждает, что в России крайне необходимо создавать федеральный орган власти, отвечающий за весь спектр межнациональных отношений. Подчеркну: нам нужно не просто новое бюрократическое образование, а живой, действенный, системный госрегулятор, который бы в первую очередь занялся повседневным мониторингом национальных отношений и профилактикой межэтнических конфликтов.

Арзамасские события в очередной раз подтверждают тезис об опасности существования этнических анклавов. Когда значительное число приезжих селятся компактно и образуют тесно сплоченные этнические сообщества, они зачастую быстро подминают под себя целые сегменты местного бизнеса, начинают вести себя как хозяева, диктовать свои правила, игнорируя и российские законы, и местные обычаи. Такие анклавы во многих местах сложились уже давным-давно, повязав при этом тесными коррупционными связями местные власти. По своей сути это настоящие «мины замедленного действия». Во-первых, нам надо досконально разобраться, так сказать, с географией этнических анклавов, выявить их все до последнего. А во-вторых, начать планамерную работу по «разминированию» потенциальных источников межнациональных конфликтов, не ожидая новых убийств или иных инцидентов, приводяшим к взрывам народного недовольства.

Пока же череда межнациональных конфликтов, увы, продолжается. Сегодня взорвалась ситуация в Арзамасе, где взорвется она в следующий раз? Никто толком не знает, потому что нет должной системы мониторинга, анализа, прогнозирования. Если уроки и извлекаются, то весьма специфическим образом. Чиновники поняли, что, когда происходит некий межэтнический конфликт, первым делом надо пытаться представить его банальной «бытовухой». Ну а если не получается, следует слегка поактивничать, бодро рапортуя наверх о том, что ситуация взята «под контроль». Но такая профанация, такое «битье по хвостам» не решает острых проблем, связанных с межэтнической напряженностью, а только загоняет их вглубь, делая еще более опасными. И за это вообще-то тоже следовало бы спрашивать по всей строгости.

РЕГИОНЫ, Общество, Мигранты

Previous post Next post
Up