Цены на бензин уговорами не отрегулируешь

Aug 11, 2013 21:11

После определенного периода стабильности цены на бензин и дизельное топливо пошли вверх, хотя никаких объективных оснований для этого нет. Особенно тревожит рост оптовых цен сразу на 20%. Ведь этот скачок может уже в скором времени аукнуться на рознице, еще сильнее ударить по карманам миллионов российских автомобилистов. Собственно, в Москве и целом ряде регионов этот процесс уже вовсю пошел, вызывая рост жалоб и недовольства граждан. При этом удивляет, что на фоне сложной ситуации на внутреннем топливном рынке из России во втором квартале 2013 года зафиксирован серьезный рост экспорта товарного бензина: за рубеж ушло 1,6 млн. тонн товарного бензина, что на целых 56% больше, чем в тот же период прошлого года. Спрашивается: куда же смотрят ответственные лица в Правительстве РФ, министерствах и ведомствах, призванные контролировать и регулировать все эти вопросы?

На днях СМИ распространили такую новость: мол, в Минэнерго провели «профилактическую беседу» с нефтяниками и нефтетрейдерами, в ходе которой чиновники пообещали усилить мониторинг цен на бензин, а также попросили нефтяные корпорации снизить свою активность на экспортном направлении. Легко припомнить, что такое уже не раз бывало и раньше. Попытки обуздывать аппетиты нефтяных боссов и бензиновых «королей» с помощью просьб, уговоров, рекомендаций, приватных бесед, неформальных договоренностей и т.д. становятся дурной традицией. Вот только много ли проку от подобных методов, способных давать лишь сиюминутную отдачу?

Нужны не уговоры, а долговременные и эффективные регуляторы топливного рынка, которые бы не давали раскачивать ситуацию на нем. Нужна готовность принимать самые решительные меры, если речь идет о защите интересов российской экономики и российских граждан. В конце концов, если обстановка требует ограничений или даже запрета экспорта бензина из страны, надо проявлять управленческую волю и идти на это.

К сожалению, в такого рода вопросах мы часто видим вялость, нерешительность, непоследовательность. Как, впрочем, и во многих других. Взять, скажем, проблему модернизации нефтеперерабатывающих производств. Из тонны нефти российские заводы, построенные еще во времена СССР, извлекают в два раза меньше нефтепродуктов, чем на современных западных НПЗ. Годами говорится о том, что надо закупать современное оборудование и технологии, да и вообще браться наконец за строительство новых мощностей. Увы, хозяева наших НПЗ не торопятся увеличивать глубину переработки нефти и наращивать объемы производства высококачественного автомобильного топлива: зачем, если и на старых мощностях сверхприбыли льются рекой? Ну а правительственные чиновники не торопятся переламывать эту бесперспективную ситуацию путем создания качественно новых «правил игры».

Что же удивляться, что тема «бензинового дефицита» всплывает каждый раз как только возникает нужда в ремонтных и профилактических работах на тех или иных НПЗ? Получается, что мы сами лишаем себя и всю нашу экономику важного конкурентного преимущества. Россия, являющаяся одной из крупнейших в мире нефтедобывающих держав, оказывается в незавидной роли «сапожника без сапог». Нефти в стране добывается много, а бензин для отечественных потребителей все дорожает и дорожает. А ведь это затем отражается на стоимости транспортных услуг, ценах на продовольствие и другие товары.

Рост цен на бензин - фактор, способный быстро взвинтить социальную напряженность в стране. Такого допустить ни в коем случае нельзя. Вот почему мы ждем сегодня активных действий от Правительства и прежде всего - от сотрудников Федеральной антимонопольной службы, которые должны оперативно разобраться в причинах роста цен на бензин в каждом регионе и сделать все необходимое, чтобы остановить этот процесс. Ну а в принципе давно пора уже браться за создание такой комплексной системы налоговых, таможенных, антимонопольных и административных мер и механизмов, которая в зародыше предотвращала бы возможность возникновения дефицита автомобильного топлива на внутреннем рынке России и необоснованных спекуляций на нем. Сколько же можно наступать на одни и те же грабли?

Бизнес, Правительство, Экономика

Previous post Next post
Up