Спрос на легенду

May 14, 2013 17:13

В нашем кинематографе - неординарное событие. Отечественная кинолента «Легенда № 17» бьет рекорды кассовых сборов. В первые две недели показа картина режиссёра Николая Лебедева, рассказывающая о восхождении к славе великого советского хоккеиста Валерия Харламова и о первом матче эпохальной хоккейной суперсерии СССР-Канада 1972 года, оказалась безусловным лидером зрительского интереса, опередив многие голливудские фильмы, да и на третьей неделе, пришедшейся на майские праздники, продолжала оставаться в тройке лидеров. Всего же за три недели картина, бюджет которой составил 400 млн. рублей, уже собрала 730 млн. рублей, и это еще далеко не итоговая цифра.

Впрочем, главное, конечно, не в этих бухгалтерских показателях. Важнее другое. Давненько российская картина на патриотическую тему не вызывала такого большого количества позитивных откликов в СМИ и в Интернете. Давненько не было и такого, чтобы после просмотра отечественного кинофильма в зале под финальные титры раздавались благодарные аплодисменты. А на «Легенде № 17» во многих кинотеатрах они звучат, потому что авторы и актеры сумели зацепить некие важные струны в душах соотечественников, попасть в нерв зрительского ожидания.

Отнюдь не собираюсь впадать в излишний оптимизм. Тем более что у «Легенды № 17» хватает и критиков. Кто-то упрекает ее за схематизм, кому-то увиделась пафосность и плакатность. Те, кто постарше и кто хоккейную суперсерию-72 видел своими глазами, могут поворчать: мол, с фактами и хронологией событий кинематографисты обращаются вольно, да и актер Олег Меньшиков совсем не похож на великого тренера Анатолия Тарасова, а актеру Даниле Козловскому далеко до портретного сходства с Валерием Харламовым. Но с другой стороны никто же и не обещал документальной точности. Авторы самим названием честно обозначили намерения. Они попытались снять именно фильм-легенду. О человеке с сильным характером. О дружбе, любви, жизни, одухотворенной высокой целью. О нашей национальной гордости, об умении отдавать всего себя на том поприще, где Бог дал тебе талант. Когда тренер Тарасов (Меньшиков) кричит главному герою: «Защищай ворота! Всем телом защищай! Как детей своих защищай! Как Родину защищай!», - зал замирает. И трудно представить, что в этот момент кто-то из молодых будет гоготать, хрустя попкорном, как это делается на многих других фильмах. Большой плюс создателям «Легенды № 17» что именно до сердец молодого зрителя они, похоже, сумели достучаться.

А вообще пример с данным кинопроизведением лишний раз подтверждает ту истину, что у нашей зрительской аудитории накопилась колоссальная тоска по настоящему позитивному киногерою. Ну сколько же можно в самом деле восхищаться «подвигам» заокеанских бэтменов, суперменов, рэмбо, бондов и т.д.? Оказывается нашим кинотворцам по силам делать современное кино, показывающее лучшие грани нашего национального духа и национального характера. Кино, которое и зрелищно, и будит патриотическую гордость, и несет воспитательный заряд, и в то же время является достаточно успешным как в плане зрительского интереса, так и в коммерческом плане.

Обнадеживает, что в последнее время мы стали чаще слышать анонсы фильмов, от которых можно ожидать примерно того же, что и от фильма о Валерии Харламове. В частности, вот-вот выйдет на экраны фильм «Гагарин. Первый в Космосе». Федор Бондарчук снимает блокбастер «Сталинград». А на недавней «Прямой линии» Президента России В.В.Путина попросили поддержать идею художественного фильма о великом футбольном вратаре Льве Яшине. Будут ли все эти и другие подобные проекты успешными? Время покажет. Но очень хотелось бы верить, что наши кинематографисты, наконец-то, начинают нащупывать «золотую жилу». Что проходит мода на чернуху, и бесконечную «жвачку для глаз» с мордобоем и стрельбой из всех видов оружия. Что очевидный общественный спрос на настоящего положительного героя начнет удовлетворяться российской киноиндустрией достойно и качественно. Это очень важно для создания благоприятной духовной и моральной атмосферы в стране, для того, чтобы подрастающее поколение получало верные ориентиры.

И еще. Пока немногочисленные попытки искать яркого положительного героя в основном связаны с обращением к событиям более или менее далекого прошлого. А мне кажется, что было бы очень полезно, если бы кто-то из смельчаков взял бы да как следует вгляделся в наше настоящее. При всех трудностях, проблемах и противоречиях и в наше время тоже есть люди-герои, люди-подвижники, люди-созидатели. Есть захватывающие сюжеты, прекрасные образы и сильные характеры наших современников, о которых тоже можно и нужно снимать хорошее кино.

Культура, Общество, Искусство, Спорт, Кино

Previous post Next post
Up