Народной дружине быть!

Mar 18, 2013 08:47

Первые добровольные дружины, которые оказывали содействие правоохранительным органам в период празднований, коронаций и других массовых мероприятий, возникли еще в далекие царские времена. В Советский период эта традиция продолжилась - в 20-е годы по инициативе граждан в крупных промышленных городах начали создаваться группы оказания помощи милиции, но носили они в те времена разные названия, и народной дружиной являлись лишь фактически. Официально же добровольные народные дружины появились в конце 50-х годов по инициативе ленинградских рабочих. Инициатива эта была одобрена ЦК КПСС и Советом Министров, и 2 марта 1959 года было принято постановление «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране». С тех пор добровольные народные дружины стали носить массовый характер, и к 1971 году в стране насчитывалось уже порядка 7 миллионов дружинников. Они помогали сотрудникам милиции бороться с преступностью, с любыми нарушениями общественного порядка, помогали раскрывать преступления, принимали участие в розыске преступников. В итоге добровольные народные дружины внесли огромный вклад в противодействие преступности.

Но в конце 80-х годов народные дружины практически прекратили свое существование, особенно после принятия в 1995 году закона «Об общественных организациях», вследствие которого действующие ранее положения о деятельности дружин утратили свою силу, а ничего нового взамен законом предложено не было. Но и это продолжалось недолго, тем более что на самом деле их деятельность не прерывалась - по крайней мере в Москве. Просто со временем дружины стали носить менее массовый и необязательный характер. Правда, настоящей дружиной это назвать было уже нельзя, так как это были лишь отдельные единицы сознательных граждан, в свободное время помогающих милиции.

В последнее время однако к нам пришло понимание того, что без участия тех самых граждан, без поддержки общественности справиться с преступностью очень и очень сложно. В последнее время на улицах наших городов все чаще можно увидеть дружинников, патрулирующих территорию совместно с сотрудниками полиции. Отрадно видеть, что энтузиастов - людей, которые готовы охранять общественный порядок на добровольных началах - становится все больше. Причем подавляющее большинство дружинников - мужчины в возрасте 40-50 лет, а это означает, что некоторые из них были дружинниками еще в советское время - они хорошо помнят, как это было... Таким образом, народная дружина возвращается.

И именно сейчас назрела необходимость в четкой регламентации ее организационно-правовой формы, в определении единого порядка организации ее деятельности, правовых и социальных гарантий дружинников. Ведь, к примеру, в настоящее время, федеральным законодательством никак не установлена ответственность за воспрепятствование законным действиям граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка.

И вот в Санкт-Петербурге решили разработать документ, предусматривающий наказание за неповиновение дружиннику в виде штрафа в размере от 1,5 до 2 тысяч рублей. Эта инициатива сразу породила много споров в рядах той самой общественности, которую дружина призвана защищать... Высказываются разные мнения, в том числе, например, и такое: «Почему я должен выполнять требования человека, который требовать что-либо не имеет права?» Возможно. Ведь народные дружинники действительно не обладают практически никакими полномочиями, а участвовать в охране общественного порядка им разрешено только совместно с сотрудниками полиции. Но это не означает, что дружинника можно игнорировать! Ведь, если вдуматься, то чем дружинник отличается от обычного, рядового человека? У дружинника такие же права, как у любого частного лица. А любое частное лицо имеет право попросить согражданина прекратить те или иные противоправные действия. Более того, в идеале это право должно бы стать потребностью! Другой вопрос, что не каждый на такое осмелится в силу разных на то причин.

Соглашусь, что, возможно, было бы логичнее сначала наделить народных дружинников соответствующими правами, а уж потом вводить санкции за несоблюдение этих прав. Но и тут есть некоторая доля опасности: не будут ли дружинники этими правами злоупотреблять? Вполне может быть и такое. Согласитесь, пока у дружинников нет прав, туда идут люди добросовестные. Как только эти права у них появятся, может статься, что в дружину потянутся люди, преследующие свои, не всегда благородные цели. И вот тогда ситуация может стать еще хуже.

В народную дружину не могут быть приняты граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость, а также ранее осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления; люди, состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, психических расстройств. И если с последней категорией все более-менее понятно, то вот с людьми судимыми дело обстоит сложнее, ведь, известно, что судимость некоторых преступников погашается через пять-шесть лет, а в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, она погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания. И что же получается? «Отсидел» и пошел в народную дружину права получать? Не хотелось бы, чтобы такие дружинники, наделенные к тому же правами, наши улицы патрулировали.

Возвращаясь к инициативе губернатора Санкт-Петербурга, считаю, что она имеет право на существование. Возможно, это станет первым шагом на пути к возрождению и нормальному функционированию деятельности народных дружин. А таким шагам мешать нельзя!

Полиция, Гражданское общество, ПИТЕР РОДНОЙ ГОРОД

Previous post Next post
Up