Между Конго и Зимбабве?

Apr 18, 2012 08:37

Обратил внимание, что в недавнем отчете Председателя Правительства РФ Владимира Путина, пожалуй, впервые появились ссылки на то, какие места занимает Россия в некоторых международных рейтингах. Вообще-то руководство Правительства и правительственные чиновники ссылаться на них не любят: очень уж часто наша страна по важным параметрам оказывается далеко от лидирующих позиций, а подчас и вообще где-то в конце списка. В этих случаях чиновники, как правило, упирают на предвзятость международных структур и агентств, составляющих рейтинги: мол, что поделаешь - не любят разного рода недоброжелатели Россию, вот и запихивают ее куда-нибудь между Конго и Зимбабве.

Но в недавнем отчете Владимир Путин на рейтинги сослался несколько раз. Во-первых, отметил позитивный тренд: в рейтинге ООН по развитию «электронного правительства» Россия поднялась с 59-го на 27-е место. Во- вторых, заявил, что со 120-го места, на которое пока ставит Всемирный банк Россию в рейтинге инвестиционной привлекательности, надо подниматься как минимум на 20-е. В третьих посокрушался, что авторитетное рейтинговое агентство Doing Business поставило нашу страну аж на 178-е место в мире по условиям ведения бизнеса в строительстве.

Что и говорить, обидно занимать низкие места. Но я считаю, что тут надо не обижаться, не сетовать, не искать оправданий - так или не так нас оценили. Следует понять: рейтинги - это своего рода зеркало. Пусть порой не идеальное, но показывающее, как видят нас зарубежные партнеры, как оценивают в международном сообществе. И если мы хотим повышать имидж России на мировой арене, если хотим делать ее во всех отношениях привлекательной страной, то все это необходимо учитывать и делать выводы. Тем более что в большинстве случаях низкие рейтинги России вызваны отнюдь не чей-то необъективностью, а очевидными провалами в нашей собственной, российской политике и законодательной деятельности.


Конкретный пример. Международная неправительственная организация Transparency international ежегодно составляет рейтинг стран по так называемому «индексу восприятия коррупции». Россия тут неизменно ходит в отстающих, в частности, в 2011-м году - на 143-м месте из 183. Нетрудно понять, почему: антикоррупционная политика российских властей выглядит совсем не убедительной для международных экспертов. Достаточно вспомнить эпопею с 20-й статьей Конвенции ООН о коррупции - «Незаконное обогащение». Можно сколько угодно заниматься юридической казуистикой, объясняя, почему Россия тянет с ратификацией 20-й статьи, но пока это продолжается, мы так и будем восприниматься в качестве одной из наиболее коррумпированных стран.

Или возьмем ежегодные ооновские доклады о качестве жизни. Почему Россия из года в год находится на местах, очень далеких от всех наиболее развитых стран? Да потому, что Правительство РФ и партия власти «Единая Россия» упорно держатся за такие атавизмы, как МРОТ и прожиточный минимум. С таким инструментарием хорошо заниматься бюрократическими манипуляциями, «сокращать» бедность на бумаге. Но добиться повышения качества жизни до уровня, сравнимого с качеством жизни в западноевропейских странах, не получится. Для этого надо, как предлагает СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, переходить к современной системе социальных стандартов потребления, которые бы включали расходы не только на питание и предметы первой необходимости, но и на содержание жилья, образование, культуру, лечение и отдых, а главное - переходить на почасовую оплату труда.

Вообще же, когда анализируешь информацию о местах России в различных международных рейтингах, картина, прямо скажем, получается нерадостная. Мы, к примеру, всего лишь на 72-м месте по рейтингу расходов государства на человека. И это при таких-то гигантских нефтегазовых доходах! Мы занимаем 75-е место в мире по расходам на здравоохранение, а по показателям здоровья населения Всемирная организация здравоохранения поставила нас и вовсе на 127-е место! Сразу ясно, насколько неэффективно работает руководство Минсоцздравразвития. Невеселые мысли навевают и 147-е место, на которое ставят Россию международные эксперты по степени свободы прессы (как раз рядышком с упомянутыми выше Конго и Зимбабве), 159-е в мире - по уровню политических прав и свобод, 175-е - по уровню физической безопасности граждан.

Впрочем, есть и первые места, которые вызывают отнюдь не гордость, а стыд и горечь. Например, мы первые в мире по количеству самоубийств среди пожилых людей, детей и подростков. Первые по числу разводов и рождённых вне брака детей. Первые по числу абортов. Первые по статистическим показателям онкологических больных, по числу пациентов с заболеваниями психики и т.д.

Одним словом, острейших, кричащих проблем у страны очень много. На этом фоне, мягко говоря, странновато воспринимались слишком благостные нотки в отчете Председателя Правительства РФ: и то у нас не хуже, чем в Европе, и это не хуже, чем во всем мире. То, что у нас не хуже, люди и так прекрасно знают. Очень бы хотелось, чтобы Правительство побольше сосредотачивало внимание на том, где и почему Россия в явных аутсайдерах. Для такой страны, как наша, это не просто обидно и досадно, это совершенно неприемлемо и даже опасно. Надо не затушевывать остроту проблем, а наоборот всячески обнажать их. Чем яснее власть и общество сознают, где же именно находится страна, в том числе в сравнении с другими странами мира, тем больше шансов на выработку правильной политики, на точный выбор приоритетов и решений.

Роскошь, Социальные проблемы, Политика

Previous post Next post
Up