Вчера выступил на пятой ассамблее Всемирного форума «Интеллектуальная Россия» в Московском техническом университете связи и информатики. Тема: Просвещенное общество, технологическая модернизация, бескризисное развитие России.
Хочу познакомить Вас с основными положениями своего доклада.
Еще совсем недавно у нас отстаивался тезис, что природных богатств вполне достаточно для того, чтобы добиться благополучия всех граждан и обеспечить устойчивое развитие России на много лет вперед. Образ «сырьевой сверхдержавы» позиционировался как главный ориентир для будущего страны. Понадобился финансовый кризис, чтобы показать всю зыбкость такой политики.
Главным орудием выхода из кризиса и перехода на новую траекторию развития призвана стать масштабная, прежде всего, технологическая и информационная, модернизации нашей страны.
К сожалению, мы не успели начать модернизацию до начала глобального финансово-экономического кризиса. И в этом главная причина наших сегодняшних бед. Уже первые колебания цен на рынке углеводородов привели к коллапсу фондового рынка, вызвали неизбежную в связи с этим девальвацию национальной валюты и угрозу падения уровня жизни граждан.
Для стабилизации финансовых рынков и выполнения в полном объеме социальных обязательств государства мы были вынуждены потратить значительные средства из резервного фонда. В следующем году на финансирование дефицита федерального бюджета мы потратим из резервного фонда свыше полутора триллиона рублей и еще 400 миллиардов рублей из фонда национального благосостояния.
Однако именно кризис подталкивает нас к тому, чтобы радикально изменить ситуацию. Если в срочном порядке не начать модернизацию экономики, то никаких финансовых резервов не хватит. Будущее нашей страны окажется под большой угрозой!
Что надо менять?
В первую очередь - отношение к науке.
Если до кризиса мы заявляли, что каждый рубль, вложенный в научные исследования, - это 2 рубля, которые вернуться в будущем, то сегодня вопрос стоит еще определенней. Только деньги, инвестируемые в развитие, в модернизацию, в человека сохранят свою ценность в перспективе. Все остальное унесет вихрь грядущих перемен.
Первые серьезные шаги со стороны государства сделаны. В июле был принят закон, позволяющий ВУЗам открывать малые предприятия для внедрения научных открытий, сделанных на базе учебных заведений. Этого закона ждали давно. Именно он должен способствовать преодолению разрыва между научным разработчиком и производителем. Разрыва, который блокировал на протяжении многих лет запуск инноваций в серию.
Продолжается работа в области защиты авторских прав. Исследователь и разработчик должны быть юридически защищены. В противном случае вся прибыль от коммерческого оборота научной идеи или технической разработки уйдет внедренческой структуре.
На мой взгляд, уже давно назрела необходимость создания в России самостоятельного Министерства науки и высоких технологий. Норматив бюджетных расходов на науку должен быть не ниже 4% общих расходов консолидированного бюджета.
Все еще бытует мнение, что в трудные времена мы не можем позволить себе увеличить инвестиции в науку. Что в условиях кризиса наука - это роскошь. Кстати, проект бюджета на 2010 год построен на принципе сдерживания роста государственных расходов, под которое попадает и фундаментальная наука. На реализацию проектов модернизации экономики предполагается выделить всего 10 млрд. рублей. Это менее 10% общих расходов государства на экономику.
К сожалению, в области фундаментальных исследований мы уступаем не только странам-лидерам, но и Китаю, Индии, Корее, Нидерландам, Австралии. Авторитет России как научной державы снижается. В сфере технологического развития в России выплаты по импорту технологий превышают поступления от их экспорта в три раза.
Так дальше продолжаться не может.
Нам нужна экономика, создающая новые знания и обеспечивающая экспорт продуктов инновационной деятельности. Поэтому научная сфера может и должна стать основополагающим институтом развития, приводным ремнем, направляющим существующие у государства и общества ресурсы в конкретные проекты.
Россия уже активно участвует в нескольких больших исследовательских проектах последних лет. Это и взаимодействие в рамках «Большого андронного коллайдера», и в крупнейшем исследовательском эксперименте по созданию «Лазера на свободных электронах».
Научным сообществом широко обсуждается возможность размещения именно в нашей стране центров по созданию нового Международного линейного коллайдера, по реализации новой Лунной и Марсианской программ. На мой взгляд, участие России в столь масштабных проектах не только укрепит ее статус как одной из ведущих научных держав, но и послужит стимулом развития для целого ряда промышленных отраслей.
Только массовое внедрение результатов науки в реальный сектор экономики может создать устойчивый иммунитет нашего общества к кризисам.
С другой стороны, в современном обществе расцвет науки не может стать результатом только государственных вложений. Мало просто выделить деньги.
Надо признать, что результативность затрат на научные исследования и разработки в России пока очень низка. Приведу небольшое сравнение. Наша страна инвестирует в сферу исследований и разработок в два раза больше средств, чем Канада. Но при этом мы имеем в два раза меньше публикаций в признанных научных изданиях, в четыре раза меньше цитирований, в десять раз меньше международных патентов и в три раза меньше поступлений от экспорта технологий.
Причины низкой эффективности науки различны.
Хочу обратить внимание на одну из них. Это изолированность научного сообщества, его, своего рода, «социальный аутизм». У общества есть вполне обоснованные претензии к избыточной закрытости науки, нежеланию ученых заниматься распространением знаний, просвещением. Пока наука для общества является «черным ящиком», ждать высокой гражданской поддержки ее не приходится.
Современная наука неспособна развиваться в общественном информационном вакууме. Наши ученые должны научиться говорить и с властью, и с обществом!
Теперь о кадрах, которые, как известно «решают все».
Неутешительный факт: мы потеряли 2 поколения ученых. Начинать надо со школы. Именно в школе, потом в вузе должна начаться масштабная работа по профориентации в области науки и технологий. Профессии учёного, инженера, техника должны быть востребованы подрастающим поколением. Нужны специальные программы образования по математике и естественнонаучным дисциплинам, «провал» в которых наиболее ощутим.
Ученых, которые в 90-е годы ушли в бизнес, систему управления, уехали за пределы страны надо возвращать. Они могут передать свой опыт подрастающему поколению исследователей.
Задача привлечения квалифицированных научных кадров в систему образования сейчас активно решается во всем мире. И мы не должны опоздать.
И, наконец, еще об одном направлении, активном развивающемся в рамках деятельности нашего Форума, - о современном народном просвещении.
Сегодня мы вплотную подошли к практическому шагу - созданию современной общероссийской просветительской организации - Народного университета миллионов, как мы его назвали. Этот проект призван аккумулировать опыт традиционной просветительской деятельности, имеющей в нашей стране богатейшую историю, и внедрить новые наработки в области методик и технологий распространения знаний.
И, что очень важно, на основе современных информационно-коммуникационных технологий.
Можно по-разному представлять себе будущее, но сегодня все мы едины в понимании того, что без модернизации экономики, без полномасштабного запуска инновационных механизмов достойной перспективы у страны не будет.