К майским праздникам на Мамаевом кургане рядом с храмом Всех Святых появится звонница. Но чем ближе конец стройки, осталось установить золотой купол, тем жарче становятся споры по поводу ввода в строй нового объекта.
Звонница, то есть колокольня, размещена на откосе горизонтальной площадки - с южной стороны храма Всех Святых. И представляет собой небольшое сооружение - 4,5 х 4,5 метра в плане и пять метров в высоту. Кирпичные стены звонницы украсят арки, а перекрытие будут венчать купол с крестом, выполненные из стального каркаса с напылением под золото. Характер, стиль, отделка фасадов решены в единстве с храмом. На звоннице будут размещены десять колоколов. Вес самого маленького составит 10 килограммов, самого большого - 884. Высота объекта до креста - 16 метров, с крестом - 19. Его заказчиком является попечительский совет и православный приход храма Всех Святых.
«У меня двойственное отношение к звоннице, - рассказала
Dom.V1.ru участвовавшая в разработке научно-проектной документации (раздела по сохранению объекта культурного наследия. - Прим. авт.) архитектор, эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы Галина Шипилова. - Хотя я считаю ее неотъемлемой частью композиции православного храма - храма Всех Святых, тем не менее категорически против новых сооружений на территории Мамаева кургана. И буду бороться против каждого такого вмешательства. В данном же случае, включаясь в работу, я не знала, что когда-то принятое на федеральном уровне решение о сооружении храма было спорным, так как на тот момент жила в другом городе. Я не знала и того, что строительство звонницы очень трудно будет согласовать. Мое мнение - здесь вообще достаточно было одного небольшого сооружения - часовни или звонницы».
По словам Галины Шипиловой, в своем заключении о строительстве звонницы она рассматривала вопрос исключительно в рамках поставленной перед ней задачи - то есть сохранности Мамаева кургана как объекта культурного наследия. И тогда, и сейчас эксперт убеждена, что строительство данного объекта не окажет негативного воздействия на устойчивость склонов Мамаева кургана. А кроме того, его возведение никак не отразится на устойчивости и техническом состоянии зданий и сооружений мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» и его главного монумента - скульптуры «Родина-мать зовет!»
«Я категорически против появления и звонницы на Мамаевом кургане, и храма Всех Святых, - заявил Dom.V1.ru руководитель Нижне-Волжского управления Министерства культуры РФ Константин Каркачев. - Правда, храм Всех Святых появился до нашего появления (до создания ведомства. - Прим. авт.) - тут мы ничего не могли поделать. А вот строительство часовни на мемориальном кладбище и нынешнее строительство звонницы я считаю совершенно недопустимым. Здесь, на мой взгляд, необходимо учитывать два момента. Первый - это то, что уже сейчас в нынешнем своем виде храм Всех Святых зрительно конкурирует с мемориальным комплексом. Прежде всего - с Родиной-матерью. То есть выступает так называемой зрительной доминантой на вершине Мамаева кургана. Подчеркну, что это свое мнение я высказывал совершенно на разных уровнях - и министерства РФ, и в администрации президента РФ. Да где только я об этом ни говорил! И оно по сей день остается неизменным.
Второй момент - это искажение зрительного восприятия мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы». Кроме того, разрешив русской православной церкви строить свои культовые объекты на территории Мамаева кургана, мы тем самым лишили себя морального права запретить возведение здесь иных культовых объектов. Я имею в виду других конфессий. Ведь на Мамаевом кургане гибли не только православные христиане. Гибли и лютеране, и мусульмане, и буддисты, и иудеи... Ну а сейчас что может последовать? Придут представители других конфессий и скажут: «А почему русская православная церковь строится, а мы - нет? Мы тоже хотим!» К сожалению, русская православная церковь в лице Камышинской епархии вот таким вот образом проекты «продавливает»... В свое время именно «продавили» проект храма Всех Святых. Хотя управление государственной охраны Минкульта (возглавляемое Константином Каркачевым ведомство. - Прим. авт.) возражало против этого. Во время визита Авдеева (министра культуры РФ на тот момент. - Прим. авт.) было согласовано строительство зоны по звоннице. Как ни обидно, удержать ситуацию нам не удалось».
Константин Каркачев подчеркнул, что имели место также грубейшие конфессиональные нарушения. В свое время Алексей II, патриарх Московский и всея Руси, освятил место для строительства храма Всех Святых на Мамаевом кургане. И там до сих пор лежит закладной камень. Но этот камень находится на 150-200 метров западнее - он ближе ко Второй Продольной. Однако наша епархия решила строить свой храм ближе к восточному склону - чтобы его было лучше видно. Константин Каркачев убежден, что если бы объект построили на том месте, которое указал Алексей II, он не так бы бросался в глаза. И, может быть, не в такой степени, не так грубо нарушал бы зрительное восприятие.
Отметим, что прямо противоположного мнения придерживается заместитель директора музея-заповедника «Сталинградская битва» Владимир Берлов.
«Звонница, то есть колокола до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до, - это необходимый атрибут для храма большой церкви, - отметил он в своем комментарии Dom.V1.ru. - Я могу сказать, что говорят по этому поводу ветераны войны, с которыми я встречаюсь. А говорят они, что во время атаки или артиллерийского обстрела очень часто вспоминали о Боге. И просили: «Дай Бог, чтоб шальная пуля пролетела мимо меня! Дай Бог, чтоб меня не убило!» И разве это плохо, если с высоты Мамаева кургана будет слышен колокольный звон? Поэтому я за звонницу, и ничего против нее не имею».