Соединение Волги и Дона являлось давней мечтой русского народа. Ещё в царские времена были инженеры, обращавшиеся к правительству со смелыми предложениями о соединении этих рек, но все их проекты либо попросту отвергались, либо клались под сукно. А люди, желавшие принести пользу своей родине, вынуждены были оставаться наедине со своей мечтой.
Волго-Дон по праву может быть назван детищем Великого Октября, детищем Ленина и Сталина. Ещё 14 мая 1918 года Владимир Ильич, председательствовавший на заседании Совета Народных Комиссаров, сказал, что Волго-Донской канал послужит могучим рычагом, который перевернёт экономику юго-востока страны. На том же историческом заседании было принято решение начать изыскания под Царицыном.
Изыскательская партия вышла в сухую степь. Разведчики пришли в те самые места, где ныне плещутся волны канала. Степь до самого Дона была охвачена пламенем битвы, и центром ожесточённой борьбы с белогвардейщиной являлся город Царицын. Сюда, в Царицын, в июне 1918 г. прибыл товарищ Сталин. Работникам изыскательской партии пришлось отложить в сторону теодолиты и лопаты, взяв в руки винтовки и пулемёты. С оружием в руках они пошли отстаивать Красный Царицын. Все силы в те дни были брошены на фронт. Развернувшиеся проектные работы по Boлгo-Дону были также прерваны Великой Отечественной войной. Но уже в 1944 г. Советское правительство дало указание Гидропроекту возобновить работы по составлению проекта. Строительство Волго-Донского канала началось уже в феврале 1948 г. и продолжалось рекордных 4,5 года. Это стало возможным благодаря высокому уровню механизации: на стройке работало свыше 4 тысяч автомашин, 900 скреперов, 326 экскаваторов, 300 бульдозеров - всего около 8000 машин и других механизмов. Впервые в мире здесь были применены шагающие экскаваторы со стрелой в 65 метров, производившие бестранспортную разработку земли. В результате героического труда советских людей, руководимых Коммунистической партией, вековая мечта русского народа о соединении Волги и Дона была воплощена в жизнь: 31 мая 1952 г. на волжском склоне судоходного канала произошло соединение вод двух великих русских рек.
10 июля 1952 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР, согласно предложению Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б), Волго-Донскому судоходному каналу было присвоено имя В. И. Ленина. Утром 27 июля 1952 г. под громкое «ура» строителей, стоявших на берегах канала, состоялось открытие Волго-Дона. Началось регулярное движение пассажирских и грузовых судов, одновременно была начата эксплуатация Цимлянской гидроэлектростанции и первой очереди оросительных сооружений. В ворота шлюза № 1 вошёл теплоход «Иосиф Сталин» - первый теплоход, открывший навигацию. Сталинград стал портом пяти морей.
Теплоход "Иосиф Сталин" первым проходит шлюзы канала...