Образование придает человеку достоинство,
да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства.
Д.Дидро
На днях были
опубликованы результаты опроса Фонда общественного мнения, которые показали, что практически треть российских граждан не знает, с кем Россия вела войну в 1812 году: 5% респондентов неверно ответили на этот вопрос, а 26% вовсе не смогли ответить. Самое интересное, что хуже всех историю страны знают пенсионеры старше 80 лет (верный ответ знают только 48%) и молодежь от 18 до 30 лет (60%).
Я еще могу понять стариков, для которых проблемы с памятью типичны, да и большая их часть получала образование во время войны в деревнях, или вовсе его не получила. Что уж от них требовать?
А вот то, что об одном из важнейших моментов истории России не знают молодые люди, свидетельствует о том, что:
а) преподавание истории (да и не только истории) в школах находится на очень низком уровне;
б) они не читают книг;
в) их мало интересует что-либо, не имеющее отношение к работе, карьере или развлечениям.
Сейчас мы наблюдаем процесс постепенного снижения уровня общей образованности людей, или другими словами уровня интеллигентности, идет процесс постепенного оглупления нации. Прослойка образованных и культурных людей все утончается. В принципе и в советское время существовал большой разрыв в интеллектуальном уровне и уровне образования между различными слоями населения, но этот разрыв не был таким оглушающим. Детей так или иначе учили, было очень много хороших учителей и это не только в городах, но и в маленьких поселках и селах. Скажем, я в свое время учился в обычной школе военного городка в Крыму, это даже не город, и у нас примерно половина класса поступала в высшие учебные заведения. При том, что в школе учились как дети военных, так и дети из близлежащего села.
Сейчас возникает ощущение, что с уходом старого круга учителей начинает резко падать уровень обучения детей, изменились критерии обучения и полностью отсутствует оценка качества обучения. Мы совсем недавно половину ночи провели в разговоре с моим другом, топ-менеджером одной из крупнейших российских компаний, и, помимо всего прочего, пришли к выводу, что профессионализм специалистов практически везде ощутимо падает, это общая тенденция. Это касается и образования, и медицины, и строительства, и науки, и производства и многого другого. При этом, естественно, есть очень хорошие специалисты, но они не "делают погоды", и они скорее имеют отношение к Красной книге, чем к окружающей нас среде.
В школах же история и литература превратились в самый ненужный предмет, дети большей частью не читают даже небольшие тексты, что там говорить о "Войне и мире". Тем более, что язык, которым они говорят, уже значительно отличается от языка, которым написаны великие произведения и им его все труднее понимать.
Происходит культурная катастрофа, которая мало заметна на фоне других проблем страны. Происходит культурная контрреволюция, в результате которой мы получаем с одной стороны огромную массу людей ничего не читающих, не знающих своей истории, а с другой стороны слой людей, читающих много, но не литературу, а учебники, справочник, и прочую нон-фикшн.
Новое поколение не может рассказать, о чем говорится в "Братьях Карамазовых", после некоторого раздумья говоря, что еще не смотрели. Книгу для них заменил телевизор. Они не знают, кто такая Наташа Ростова, смутно подозревая, что это, похоже, "звезда" Дома-2. Впрочем, неудивительно, после того, как я прочитал где-то, что примерно половина трудоспособных молодых людей в России работают в охране.