Как и зачем затеваются войны (1)

Dec 15, 2014 22:42

Это моя древняя, как дерьмо мамонта, статья. Точнее, серия статей, поэтому я буду выкладывать это безобразие по частям. Писано было 12 лет назад как ответ на высказывания форумчанина, убежденного в том, что 1 Мировую Войну развязала Россия. Это довольно таки дилетантская попытка анализа предпосылок, цепочки событий, дипломатии и происшествий, которые дважды в ХХ столетии приводили к тому, что два естественных союзника, связанных с петровских и екатерининских времен единой историей, имеющих на момент начала войн схожие идеологии, сходились в смертельном клинче. Тогда эта писанина не была закончена. Я остановился на Брестском Мире, полагая свое предназначение исполненным. Но теперь, когда Европа опять "беременна войной", и бывший лучший европейский союзник постепенно превращается - опять же, без предпосылок - в злейшего врага России, настало время завершить работу. Это была преамбула, а теперь начинается амбула.

Заметки о Мировых Войнах

Это все мое личное мнение. Я буду избегать называть имена всяких банкиров типа Ротшильда и Моргана, а также идеологов типа Эдуарда Берниза и Уолтера Липпмана. То есть на вопрос - "кто виноват?" - никакого ответа не последует. Потому что я сам не знаю - кто. Но я знаю, или, точнее, думаю, что знаю - как.

Рассмотрим тогдашнюю ситуацию. Итак, 1913-й год. Точнее, все предвоенное пятилетие. В первую очеред, конечно, Россия. Совсем неплохим было это пятилетие, надо сказать. Наличествовал небольшой, около 1,7%, но вполне стабильный прирост населения. Последствия экономического кризиса 1900-1903 годов были большей частью преодолены, объем промышленного производства увеличился за эти пять лет в полтора раза, несмотря на то, что городское население составляло всего лишь 15%. Причем опережающими темпами росла именно тяжелая промышленность - ее прирост составил 175%. В общем-то, эти показатели сильно превосходили аналогичные других стран. По объему промышленного производства Россия вышла на 5 место в мире - точнее, сравнялась с Францией, которая тогда занимала именно это самое пятое место. Соответственно совсем неплохо обстояли дела в сельском хозяйстве, в деле народного образования и так далее.


Разумеется, наблюдались не только успехи. Например, столыпинские аграрные реформы вовсе не оправдали возложенных на них надежд. Довольно много приходилось платить по внешним долгам, армия, как всегда, была бездонной бочкой, куда утекали значительные ресурсы. но тем не менее России предсказывали большое будущее. Очень показательным в этом отншении было выступление тогдашнего главного биржевика Франции М.Вернайля, который предрекал, что в течение ближайших 30 лет Россия выйдет в мировые лидеры по всем экономическим показателям. А вот слова французского же экономического обозревателя А. Тэри, фигуры в то время весьма авторитетной:

Если у большинства европейских народов дела пойдут таким же образом между 1912 и 1950 годами, как они шли между 1900 и 1912, то к середине настоящего столетия Россия будет доминировать в Европе как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении .

Эти слова очень показательны. Показательны они потому, что позволяют сделать вывод, что дела в Европе в то время обстояли не самым лучшим образом. Не буду вдаваться в подробности, потому что иначе никогда не дойду до конца. Напомню только о парочке событий: конституционный кризис в Англии в 1911 году, после которого House of Lords потерял право вето в финансовых вопросах, почти непрерывные забастовки 1907-1909 годов во Франции, приведшие в конце концов к правительственному кризису и принятию на вооружение националистских идей, немецкий кризис с Эльзасом. Европа трещала по всем швам. А как обстояло дело у супостата за океаном?

Не то чтобы очень плохо. США долгие годы проводили традиционную политику изоляционизма, стремясь к доминированию на американском континенте, и не проявляли какой-либо значительной внешнеполитической активности. Это позволяло, в отличие от воруженной до зубов Европы и весьма успешно вооружающейся России, направлять практически все ресурсы на внутреннее развитие. Но в экономическом развитии США можно проследить 20-летнюю периодичность, когда периоды подьема сменялись годами кризиса, который с каждым разом был более и более сокрушительным. Такой кризис имел место быть и в начале XX столетия. Это был предпоследний кризис, и выйти из него помогла лишь I Мировая война. Из последнего нам известного кризиса, называемого также Великой Депрессией, выходом послужила тоже война, только II Мировая. Но об этом позже.

В 1913 году в Америке происходит весьма знаменательное событие. Было провозглашено создание Федерального Резервного Банка. Многоходовая комбинация, наиболее заметной частью которой было обращение американского правительства к финансовому магнату Д.П.Моргану, которому принес огромнейшую прибылъ крах фондового рынка в 1909 году и публичное заявление В.Вильсона о необходимости передачи управления финансами страны комитету банкиров, завершилась полным успехом. Почти одновременно с этим происходит и второе, не менее знаменательное, но не такое заметное событие - принятие в 1914 году закона о Федеральной Торговой Комиссии, на которую возлагались обязанности наблюдения за соблюдением принятых ранее антимонопольных законов - закона Шермана от 1890 года и закона Клейтона, принятого незадолго до создания этой комиссии. ФТК наделялась огромными плономочиями, вплоть до законодательных.

Это - самый настоящий, многократно воспетый в альтернативной истории рояль в кустах. Повторяю: практически одновременно были созданы а) комиссия, призванная пресекать монопольную деятельность там, где она не является естественной, и ставить под государственный контроль естественную монополию, и б) Федеральный Резервный Банк, присвоивший себе важнейшую монополию - денежной эмиссии - и одновременно фактически выведенный из-под контроля государства. На этом я еще остановлюсь поподробнее.

Тогда-то и началась, точнее, наконец вылезла на поверхность эта самая пресловутая борьба за мировое лидерство, финал-апофеоз которой мы имеем честь наблюдать в начале XXI века.

Первым раундом этой борьбы стала I Мировая Война.

Предвоенный месяц

Мнение анонимного блоггера (с сохранением орфографии):
Войну - как мировyю - фактически начала Россия. начавши всеобщую мобилизацию и одновременно попизживая Кайзеру о миролюбии. Действительно, почему? Существуют разные взгляды. Например что Россия была обижена результатами Второй Балканской Войны (куда Русскийе побоялись влезть в силу военной слабости) когда в результате последовавших переговоров им так и не отдали Проливы, на что они надеялись, и к которым они стремились со времён Царя Гороха (см Крымскую Войну, например). К 14-же году, Царь видать посчитал что к войне готов, несмотря на картонные сапоги и мудака военного министра более занятого еблей жены на 30 лет его моложе чем состоянием армии

Вот именно, почему? Почему началась война? В учебниках об этом обычно пишут весьма кратко, типа: "После отклонения предъявленного австрийцами Сербии оскорбительного ультиматума Австро-Венгрия объявила сербам войну (28 июля). В ответ в России была начата всеобщая мобилизация. Германия потребовала отменить ее и, получив отказ, 1 августа объявила России войну. А 3 августа, объявив войну Франции, немцы начали наступление на нее через территорию нейтральной Бельгии. Верная союзническим обязательствам, Англия 4 августа объявила войну Германии. Так началась первая в истории человечества мировая война, в которую постепенно оказались втянуты 34 государства на стороне Антанты и четыре державы - на стороне противоположного блока (Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария)." Наверное, именно поэтому России часто вменяется в вину чуть ли не развязывание Первой мировой (см. эпиграф). Но так ли это?

Проследим цепочку событий поподробнее. 28 июня 1914 года прозвучал выстрел сербского студента, члена террористической организации "Черная рука" Гаврилы Принципа. Ситуация в это время в Европе была весьма напряженная. Это так. Но всю последующую дипломатию ни в коем случае нельзя рассматривать как механический процесс, который автоматически вел к войне. То есть достаточные условия - всевозможные амбиции и недовольства, недоделенные территории, денежные претензии - имели место быть. Убийство Франца Фердинанда, однако, вовсе не могло стать необходимым условием для начала войны. Однако же стало. Почему?

Кому симпатизировали все без исключения - и Антанта, и Тройственный Союз? Правильно, Австрии. Но в этот момент о войне не думает никто. Пуанкаре призывает к спокойствию и выступает против огульного обвинения сербов. Однако в средствах массовой информации начинается антисербская истерия. Хотя никто в правительстве не говорит о ответных мероприятиях против сербов, влиятельные газеты буквально спрашивают у правительства: когда начнем мочить-с?

А Россия - что Россия? Россия вполне дипломатично говорит, что она согласна с предъявлением претензий дунайской монархии со стороны Австрии, если а) при этом не будет нарушена территориальная целостность Сербии и б) престиж России как защитницы Сербии не будет подорван.

Итак, никто не спорит с тем, что Австрия имеет право на умеренную сатисфакцию. Несмотря на антисербскую истерию, в самой Австро-Венгрии народ совершенно не жаждет крови. Венгерский премьер-министр Тизца открыто высказывает свое мнение о происшедших событиях и предостерегает против каких-либо санкций в отношении сербов, при этом совершнно справедливо опасаясь, что в случае конфликта вмешательство России неизбежно.

А потом происходит обычная история. А именно, ставятся невыполнимые требования (см. Рамбуйе 1998, а также Гляйвиц 1939). Причем требования, которые должны быть выполнены в течение 48 часов. Вот слова Чирского, тогдашнего немецкого посла в Вене: "Sollte die Serbien alle gestellten Forderungen annehmen, so ware das eine Losung, die ihm sehr unsympatisch ware". (Если Сербия согласится на поставленые требования, то это было бы решение, которое мне малосимпатично). Параллели с высказыванием Гитлера своим генералам 22.08.1939 "Ich habe nur Angst, dass mir im letzten Moment ein Schweinehund noch einen Vermittlungsvorschlag vorlegt." (я боюсь только, что какая-нибудь свинская собака предложит мне пррерговоры об урегулировании) очевидны. Но об этом, опять же, позже.

Сербия получает эту самую невыполнимую ноту. Сразу обращается к России, Италии и Англии, с просьбой помочь несколько смягчить требования. Но часы тикают, времени отмерено слишком мало, и с этой просьбой ничего не получается. Россия объявляет частичную мобилизацию. Это и служит, как говорят современные либеральные историки, непосредственным толчком к войне.

Но и в этот момент война еще не самоочевидна! Англия, например, твердо уверена в локализации конфликта. Париж не дергается вообще - за исключением того, что французский посол в Санкт-Петербурге намекает о безграничной поддержке Францией России в возможной предстоящей кампании.

Ну, а потом пошло-поехало. Барон Гиезл получает ответ Сербии и убеждается, что он не содержит безоговорочного подчинения. Все дипломатические отношения с Сербией моментально прерываются. В Австро-Венгрии объявляется частичная мобилизация.

Как ни странно, именно со стороны немцев следует новая попытка преодолеть сползание к войне. Вильгельм II узнает 28 июля (через 5 дней после написания ноты и через 3 дня после сербского ответа!) о его содержании. Его реакция примерно такова:

"Огромное достижение (сербов) за такое короткое время - 48 часов! Это значительно больше, чем можно было ожидать! Большой моральный успех для Вены, но теперь объявить войну невозможно. В таких условиях я бы никогда не начал мобилизацию". (Еще бы! 9 из 10 пунктов ультиматума были безоговорочно приняты сербском правительством. Весьма конструктивная позиция.) Он приказывает правительству послать ноту Австрии с целью остановить мобилизацию и прекратить подготовку к войне.

Однако же происходит следующее. Тогдашний рейхсканцлер Беттманн Холльвег не спешит посылать эту ноту австро-венгерскому правительству. И делает это только после формального обьявления войны Сербии Австро-Венгрией. Мало того, он посылает не настоящую ноту кайзера, а фальшивку, изменив несколько весьма важных пунктов. Таким образом, все оказываются поставлены перед фактом объявленной войны. В России это рассматривается следующим образом: война с Австрией неизбежна, война с Германией уже, можно сказать, началась. Насколько быстро может отмобилизоваться Германия, в России известно хорошо. Поэтому как превентивная мера обьявляется всеобщая мобилизация, которая, однако, на данном этапе еще может быть конвертирована в частичную. Но для Мольтке сам факт даже частичной мобилизации России уже послужил бы достаточной причиной для проведения полной мобилизации. Которая неизбежно влечет за собой войну.

Тут еще вмешивается Великобритания. Лорд Грей дает понять немецкому послу, что Англия не будет оставаться в стороне, на что следует соответственная и вполне ожидаемая реакция. Всё. Немцы больше не предпринимают никаких попыток локализации конфликта.

Но Россия еще пытается хоть что-то предпринять! 30 июля Россия выступает с предложением перенести все спорные вопросы в Гаагский суд. Тот же рейхсканцлер Холльвег решительно отклоняет сие весьма благоразумное предложение. 1 августа Франция и Германия объявляют мобилизацию. В тот же день в 19.00 Германия объявляет войну России. Ну, и так далее... 3 августа Германия объявляет войну Франции, 4 августа Англия объявляет войну Германии... И началось.

Во всей этой истории можно выделить 2 ключевых момента, которые в конечном итоге привели к войне. Это вовсе не выстрел в Сараево, и даже не мобилизация России. Это, во-первых, странный, никем не понятый и никем не одобренный австро-венгерский ультиматум Сербии, и странное, лучше сказать - преступное поведение рейхсканцлера Холльвега. Получается, что благодаря злой воле одного-единственного человека произошло это огромное потрясение для человечества. Но история не терпит сослагательного наклонения. То есть на вопрос о том, что было бы, если бы на посту рейхсканцлера в те дни оказался бы менее, скажем так, воинственный человек, нельзя дать никакого ответа. Таких риторических вопросов задавать мы не будем. Но попробовать ответить на главный вопрос - а почему же все-таки началась война - можно и нужно. Для этого необходимо выяснить, кто стоял за этими двумя ключевыми событиями.

Продолжение следует.

история, войны, современность

Previous post Next post
Up