...и я с полпути повернул обратно

Jan 14, 2015 12:21

У френдленты есть функция Новые комментарии. Я ее обнаружил только сегодня

И увидел, что мою давно забытую реплику
http://bither.livejournal.com/458146.html?thread=38872482#t38872482
откомментировали хорошие писатели Сергей Жарковский и Ян Валетов. Разговор шел о давешнем оффлайн-интервью Бориса Стругацкого, ссылку на которое я привел. Вот она:
http://www.rusf.ru/abs/int_t38.htm

Вопрос под номером 49.

Мне предложили перечитать его ответ десять или двадцать раз. Перечитал. Конечно, не десять раз, но перечитал. Ведь первый раз я его читал еще при жизни Бориса Натановича (мало того, в том интервью я сам задавал ему вопрос и получил ответ. Мой вопрос никому не интересен, он был чисто литературным и касался одного из второстепенных героев). Уже тогда у меня сложилось определенное мнение о тандеме вообще и Борисе Натановиче в частности. Но кто знает, с тех пор прошло без малого 15 лет, люди меняются, я тоже сильно изменился, кто его знает, может быть действительно надо переосмыслить и изменить мнение? Ну так вот, перечитал. И не переосмыслил. И не изменил. Попробую пояснить почему.

Попросили меня сравнить и опубликовать. "А сравните, пожалуйста. И опубликуйте. Это очень интересно...Но ведь вы же не будете ничего сравнивать и публиковать, верно ведь?". Неверно. Буду.

"Но вот мне любопытно было бы поговорить с человеком, который смог бы корректно аргументировать тезис "Борис Стругацкий предал идеалы АБС". Предоставляю такую возможность. Хотя и не считаю, что Борис предал идеалы Аркадия. Они у них просто разные.

"Пнуть мертвого льва - это по-нашему, это по-бразильски.". Ну да, ничего святого. Борис Натанович это же икона. De mortuis nil nisi bene.

Наверное, не стоит говорить об их совместном творчестве. Поговорим сначала об их судьбе, которая странным образом очень похожа на судьбу других братьев - Владимира и Виктора.

Аркадий родился в 25 году. Владимир в 26-м. Борис в 33-м, Виктор тоже в 33-м. О дальнейшей биографии братьев Стругацких можно прочитать (или освежить память) в википедии, поэтому не буду останавливаться на ней подробнее.

Был такой Валентин Михайлович Бережков, первый секретарь посольства СССР в Берлине в 1941 году. Он опубликовал свои воспоминания в книге "С дипломатической миссией в Берлин". Отец обоих братьев был охранником в том посольстве. После того, как им удалось через Турцию вернуться в Москву, его направили работать в советское посольство за океан. В дальнейшем он работал в США, Австралии, Уругвае, вернулся в СССР в 1946 году. Жена и Виктор, младший сын, были при нем.

Владимиру повезло меньше. Он блокадник, жил с теткой, она умерла от голода, он выжил, после прорыва блокады в 43 году его вывезли, подкормили и забрали служить на флот. Служил он с 1943 года на Балтике на торпедных катерах, поскольку личного состава было мало (на каждые сто человек воевавших там в живых осталось девять), демобилизовали только в 1950-м. Таким образом, биография Владимира в ухудшенном варианте похожа на биографию Аркадия, а Виктора в улучшенном - Бориса.

Под влиянием вышеописанных событий сформировались две непохожие личности. Владимир был оптимистичным, целеустремленным, любил семью и детей, много работал. Зимовал в Антарктике в 5-й экспедиции. Вот он:



Потом работал в Могадишо. Нет, не военным советником, он радист, они там строили порт. Рядовой член КПСС, а как же. Они с женой умерли в 1998-м, в один год. Он пережил ее ровно на 4 месяца. Виктор не был, не состоял, краснобай, прожекты, Козырев, Ажажа, летающие тарелочки, не то чтобы диссидент, просто "баба Яга против", как только его дочь достигла совершеннолетия, развелся с женой. Разругался со всеми, друзей было не то чтобы много, а к концу жизни и вовсе никого не осталось.

Ну так вот, к чему я затеял весь этот экскурс в историю двух братьев? Да просто читая (и перечитывая) ответ Бориса Натановича, перед глазами стоит как живой Виктор.

Я не знаю, что ответить Вам на Ваше письмо. Во многом мы с Вами схожи - скажем, одинаково понимаем коммунизм и одинаково догадываемся о его недостижимости. Во многом - диаметрально противоположны. Например, в оценке того, что сегодня происходит, и того, что произошло за последние 10 лет. Мне не хочется затевать дискусию. Я неоднократно бывал свидетелем и даже участником подобных дикуссий - они абсолютно безрезультатны, а потому и бессмысленны, ибо только увеличивают количество недоброты в нашем мире. Могу сказать только, что всё обязательно перемелется и все, кому сегодня не больше тридцати, имеют хорошие шансы увидеть общество, более справедливое и комфортное, чем наше сегодняшнее. Я в этом уверен. Желаю Вам терпения и удачи (жирное выделено мной, так как я считаю что это - ключевые слова)

Ему был задан единственный во всем интервью по-настоящему сложный, наболевший и заслуживающий развернутого ответа вопрос - а он отделался общими фразами о "неувеличении зла" и "бессмыссленности дискуссий". Совершенно непонятно высказывание о диаметральной противоположности. "ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ С РОССИЕЙ НА ПРОТЯЖЕНИИ ПОСЛЕДНЕЙ ДОБРОЙ СОТНИ ЛЕТ, НИЧЕГО ОБЩЕГО НИ С КОММУНИЗМОМ, НИ С ЛИБЕРАЛИЗМОМ НЕ ИМЕЕТ" - не это ли он имеет в виду? Или часть высказывания, "насчет коммунизма согласен, насчет либерализма нет" или наоборот?

Да этот вопрос заслуживает если и не отдельной книги - то уж статьи точно. Я не знаю, как бы ответил на подобный вопрос Аркадий Натанович, очень жалко, что он не дожил до интернета. Но Владимир сказал бы примерно следующее:

"Крепись дорогой, меня судьба тоже настучала по голове будь здоров, и были времена, когда казалось, что все кончено, но тем не менее удалось прожить полную, яркую, небесполезную жизнь. По поводу же сути твоего вопроса - да, мы участвовали в попытках построить дивный новый мир, да, нам не удалось. Но, может быть, у вас получится лучше? Я вижу главное - ты неравнодушный человек. Равнодушие, позиция "моя хата с краю" может погубить как каждого конкретного человека, так и цивилизацию в целом. Мы писали об этом. Перечитай "Трудно быть богом", перечитай "Хищные вещи века", перечитай "Попытку к бегству". Наши взгляды эволюционировали от прекраснодушия к жестокому сарказму, от безоговорочной веры в человека и человечество до осознания того, что человечеству предстоит длинный, порой почти непроходимый, опасный и извилистый путь. Но вера наша, что только неравнодушные люди смогут дойти по этому пути до конца, не иссякла. Сказали мне, что эта дорога меня приведёт к океану смерти, и я с полпути повернул обратно. С тех пор все тянутся передо мною кривые глухие окольные тропы. Не сворачивай с полпути."

Аркадий же Натанович в своем "Завещании" сказал так:

Не может же быть, что все мы - сплошные идиоты!
Не убивайте.
Почитайте отца и мать, чтобы продлились дни Ваши на земле.
Не пляшите с утра и до утра.
Возымейте иную цель жизни, нежели накладывать руку на чужое богатство и на женскую красоту.
Тысячелетия глядят на нас с надеждой, что мы не озвереем, не станем сволочью, рабами паханов и фюреров.
(Вишневский Б.Л., Аркадий и Борис Стругацкие: двойная звезда, М., «Аст», 2004 г., с. 379)

Это тоже могло быть хорошим ответом.

Это что касается самих братьев. Теперь об их самостоятельных произведениях.

Аркадий под псевдонимом С. Ярославцев написал 3 вещи
Экспедиция в преисподнюю
Подробности жизни Никиты Воронцова
Дьявол среди людей

Борис ака С. Витицкий - "Поиск предназначения" и "Бессильные мира сего".

Оставлю в покое "Экспедицию", это детская книга, скорее сценарий мультфильма, анализ ее не принесет ничего нового. Хотя по стилю уши АБС торчат на полметра.

"Подробности жизни" это вершина творчества Аркадия. Темная и мрачная. Что такое миллион одинаковых жизней, когда знаешь все о будущем, но ничего не можешь по большому счету изменить? Проживать одну и ту же юность, воевать одну и ту же войну, находить друзей, зная когда и как ты их потеряешь, любить и знать когда любовь закончится. Снова, и снова, и снова. Концовка типичная для АБС - ее нет. Просто жуткий фрагмент жуткой жизни.

"Бессильные мира всего" Бориса Натановича. Прежде всего, стиль романа. Стиль ужасен. Персонажи картонные, три сюжетных линии, изложение мозаичное, язык тяжел и безблагодатен. Имена персонажей даются "по приколу". Роман настолько насыщен цитатами, что его идея просто тонет в них. Дзэн без конца, рекламные слоганы - зачем это, как это способствует пониманию вещи? И все действие укладывается в одну неделю. Концовка - выбирают таки не Генерала, а Интеллигента, которого убивает Ядозуб. Усё. Матерьялу - на рассказ. Замах - на рупь. Удар - на копейку. Мораль - нищясная интеллигенция, которая все знает, хочет чтобы было хорошо, но ей не дают. Я бы назвал роман "Безыдейность". Роман опоздал на несколько лет, а Борис Николаевич и не заметил. В 2002 году, через три года после Generation П, писать о бедных интеллигентах в ушанках из меха молодого дермантина и священной корове голосований и выборов- конечно, можно, но стоит ли?

"Дьявол среди людей" замечателен. Замечателен он идеей, что возможность казнить и карать дана человеку, который понимает, что это не дар, а проклятье. Что этот человек повидал ад на земле и игрушкой в ничьих руках, как Лешка-Калошка у Бориса Натановича, он не будет. Напыщенность отсутствует совершенно. Очень жёсткое и страшное произведение.

"Поиск предназначения" это, в общем-то, было бы обычное диссидентское бытописание, если бы не блокадные вставки, не линия Виконта и прочие лирические отступления. В целом - роман, в отличие от БМС, хороший. Но заметно, что Борису Натановичу тяжело писать без брата, роман получился натужным, тяжелым, иногда обрывочным. Это роман о предопределенности, о предназначении, пока оно есть - человек живет, как только его не стало - не стало и человека. Мысль правильная, но уж очень много хотел Борис Натанович сказать, и уж очень мало у него получилось. И еще - АБС в этом романе не наблюдается совершенно, впрочем как и в Бессильных. Тогда как у С. Ярославцева АБС видны практически стопроцентно.

Может быть, я погорячился насчет 10% Бориса Натановича, но АБС это минимум 70% Аркадия и максимум 30% Бориса.

Последние романы братьев, написанные самостоятельно - это своеобразная полемика. Причем полемика "по мотивам", ибо Витицкий писал уже после смерти брата. Основная мысль - кому дано право менять мир, казнить и миловать, карать и щадить. Аркадий считал, что человек должен пройти через ад, чтобы научиться отличать добро от зла и получить это право. Борис отвечал - нет, это право может иметь только интеллигенция, это право ее, интеллигенции, неотъемлемая часть.

Вот такие они разные, братья. Разная судьба, разное мировоззрение, разные люди. Разные книги.

В заключение хочу сказать, что никогда не собирался пинать мертвого льва. Я до сих пор считаю, что Стругацкие это вершина советской фантастики, да и всей советской литературы. И оба самостоятельно пытались сказать, куда они пришли в конце жизни. Однако Аркадию это удалось. А Борису нет.

Стругацкие, судьба человека, жизнь, литература

Previous post Next post
Up