Два дня назад в ЖЖ вспоминали годовщину одесских событий. Кто как, для кого трагедия, а для кого и праздник.
Вплоть до:
2 мая - єто второй день независимости украиньі
вообще удивительньій день - 48 трупов, но при єтом ни один человек не пострадал))
Вот и украинский гуманист и интеллигент теперь говорит, мол всемерно одобряет принуждение ваты к миру. А вышеупомянутая цитата - висит на самом видном месте, хотя множество вполне корректных комментариев потерто недрогнувшей рукой. Я уже и не рискую там больше писать - хамство т.н. "оппонентов" просто зашкаливает. Хотя его где-то понимаю. Он человек публичный, его долго искать не надо, и если даже на вполне безобидные статьи иногда следует весьма сильная реакция, то что тут можно сказать о сакральной священной корове - одесских событиях трехлетней давности? Вот ему и приходится выражать непонимание - как же, мол, можно остановить мятеж, да без жертв? Да еще если он поддерживается враждебно настроенным соседом?
Лучше уж у себя напишу.
Во-первых, раз уж об этом пошла речь, никакой это был не мятеж. Не вижу я там никакой особенной организации. Были массовые беспорядки, в такой ситуации всегда имеются провокаторы - кто-то первый швырнет камнем, кто-то выломает штакетину из забора, а кто-то достанет из широких штанин что-то посерьезнее - кастет, нож, а то и огнестрел. А то я в массовых беспорядках участия не принимал. Мне вообще, было дело, ребра глушителем от мотоцикла переломали. Говна-пирога. Вон, вообще была такая Guerra del Fútbol, она же Футбольная война, когда проигрыш команды Гондураса команде Сальвадора послужил поводом к всмаделишной, хотя и довольно короткой - менее недели - войне, в которой, по разным подсчетам, до 6000 погибло и 15 000 ранено. В основном мирняка. Такие дела.
Если уж на то пошло, мятежом был скорее Майдан. Даже согласно определению, мятеж это один из видов массовых выступлений против существующей власти (как правило не приводящих к смене политического строя - "в противном случае зовут его иначе"©). И количество погибших там сравнимо, но оценка сего в украинском обществе диаметрально проивоположна. Причем расследование по обоим делам буксует, если вообще ведется. И в обоих случаях это можно понять - "сита мусеники за зимакарацию" объявлены сакральной жертвой, и вопрос, кто виноват, как бы неуместен - и это образец самопожертвования. В случае Одессы это довольно широкий диапазон - от умеренного "они были принесены в жертву процветанию и европейскости, и если бы не, то была бы ОНР и десяток тысяч жертв" вплоть до полного расчеловечения, см. цитату выше.
Во вторых, при всем вышесказанном, той самой злочинной владе, которая существовала на Украине до конца февраля 2014-го года, особо и предъявить-то нечего. Ну, разумеется, кроме воровства, но его масштабы блекнут на фоне нынешнего. Ну нельзя же, в самом-то деле, верить, что был приказ открыть огонь по демонстрантам? Какой в этом смысл? Да и забыто все это давно, сейчас же есть вон какой замечательный внешний враг. Который априори виноват во всем. Собственно, такой враг устраивает не только Украину, но там все это врагостроительство смотрится особенно жалко.
В-третьих, утрата монополии на насилие. Одно дело - кинуть бутылкой с горючкой в человека, зная, что тебя свинтят, засунут в зиндан и дадут реальный срок, и, в зависимости от последствий, довольно серьезный, и другое - знать, что тебе за это ничего не будет, а в перспективе - даже объявят чуть ли не героем. И за это надо благодарить Майдан, потому что именно там произошла делигитимация власти.
В-четвертых, даже если знать, что тебе ничего не будет - взять и убить человека, или с хеканьем добивать людей, ломающих себе кости в попытке спастись из горящего здания, это тоже надо изрядно напрячь совесть. Вот у меня так не получится. Но меня не накачивали годами, не заставляли упражняться в ненависти к неким абстрактным москалям, чтобы в нужный момент, в горячке толпы, указать пальцем и сказать "Фас! Вот они, эти абстракции, стали реальностью!" Как это происходило - можно проследить, почитав, например, ранние посты нашего общего знакомого. А можно и не читать, многие сами были свидетелями этого безумия.
В-пятых, наконец, показательна реакция ("лучшей" части) украинского общества по горячим следам и во что она трансформировалась к настоящему времени, об этом я уже написал выше. Тут можно лишь сказать, что нормальная общественная дискуссия по поводу причин и, вообще, "кто виноват" - невозможна. Да и не нужна, ибо бесполезна. А вот "что делать и как к этому относиться" - нужна, важна, но несвоевременна. Поскольку для этого нужна совесть, но к ней должно прилагаться еще и гражданское мужество. И если с первым, я надеюсь, у большинства все в порядке, то второму современное украинское общество, увы, не способствует.
Засим на эту тему писать прекращаю. Пройдет морок на Украине - все равно придется к ней вернуться. Ну а если нет, то и смысла не имеет.
PS. Извините, что долго не появлялся. Как уже говорил, восстановил фирму, работы, соответственно, много. Да еще и кельнские события.