Был сегодня в лагере беженцев. Ну это не то чтобы лагерь, он у нас развернут в бывшей школе. Молодняка мало, школы закрываются, укрупняются и объединяются. Эта закрыта. Вот так она выглядит с птичьего полета:
http://www.norbertschule.bocholt.de/ Ну что я могу сказать. Есть и женщины, и дети. И мужики, в основном молодые. Многие говорят по-английски. Обуты в шлепанцы-въетнамки, ноги стерты. Особых гаджетов у них не заметил, мобильник это ведь в нашем несовершенном мире проще и дешевле чем еда. Тоска и безысходность.
Я и сам угодил в такой лагерь, в Ксантоне, в 1991 году. К счастью, всего на две недели. Русскоговорящих там было всего четверо, я, парочка из Ленинграда и прапор-дезертир из ГСВГ, который слинял еще до падения стены и два года скрывался у своей немецкой подруги. Женская составляющая парочки учила немецкой в школе и дала нам начальные представления о языке. А еще я зачитал до дыр три книги, которые взял с собой. Самая главная проблема - безделье.
Потом меня распределили в дыру с 6 тысячами жителей. Я работал на прополке сорняков за 2 марки в час, потом нашел подработку, а с 1992 года, когда наконец разрешили - уже 2 января нашел нормальную работу. Приехала бывшая жена, дали комнату (до того жил в бывшем спортзале с тремя неграми и десятком косовских албанцев), потом сняли квартиру, потом еще одну, потом развод, новая женитьба, карьерный рост, в общем ничего интересного, и жизнь, и слезы, и любовь.
Но вот эти две недели были самым тяжелым периодом. Нет даже персональной ячейки, чтобы закрыть на ключ эти три несчастные книги. Никакой личной жизни, никакой. И этот тяжелый период грозит тем, кого я сегодня видел, растянуться на 3, 6 и вообще неограниченное количество месяцев. И делать им нечего. Вообще. Ждать решения вышестоящих.
Я не знаю, сколько из них экстремистов и радикалов. Не мое это дело, пусть такими вопросами занимается полиция и прочие компетентные службы. Наверняка такие есть, и все мои предыдущие посты этот не отменяет. Я по прежнему боюсь этого нашествия и считаю, что происходит ползучее завоевание Европы. Но во всем этом потоке беженцев есть 20, 30, 40, не могу оценить на глазок процентов людей, которым надо помогать сегодня и сейчас, и пусть они трижды овцеебыы, они люди в беде. И в Венгрии их не хотят, и в Дании их не хотят, и даже братушки сербы, которые так желают в Евросоюз, что порой кушать не могут, их тоже не хотят. В Германии их, конечно тоже не хотят, но лишь здесь их встретили как людей, а не как стадо, которое надо загонять за колючую проволоку слезогонкой и водометами.
Самое главное, на мой взгляд - дать им возможность самим зарабатывать деньги. Вытащить их из лагеря, где они при имеющихся законах вынуждены обретаться, пока их судьбу не решат высшие инстанции. Политики должны изменить законы. В конце концов, это же не закон Гука, какие проблемы.
Я, со своей стороны, не захотел официально заниматься этими проблемами, просто подписался волонтером на 2 часа в день учить языку и обычаям страны. Как купить билет в автобус, как оформить страховку, как позвонить из телефонной будки или чтобы тебе в нее позвонили (парочка будок у нас еще осталась). Один из сирийцев относительно хорошо говорит и понимает по-русски, учился еще в СССР. Вот он уже и не страдает от выужденного безделья.
А там посмотрим.
У нас в городе две мечети, без излишеств вроде минаретов, одна совсем маленькая, там два десятка прихожан, другая побольше, построена вскладчину. Признаки мечети не снаружи,а внутри. Каждый год проводится День открытой мечети, там женщины готовят всякие вкусности, а мужчины их продают. За себестоимость. Бараний шашлык 1 евро. Там я в первый раз услышал Алла Акбар в позитивном контексте. Это когда имам пустил экскурсантов в молельный зал для мужчин (обувь, конечно, пришлось снять). На мой вопрос (другие экскурсанты не имели понятия об исламе от слова вообще)- а можно ли пускать женщин в мужской молельный зал - он ответил, Аллах велик, и несомненно закроет глаза на это нарушение.
Из последнего абзаца я не делаю далеко идущих выводов, но наш вариант ислама меня вполне устраивает, Не в тoм плане, что я вот прямо сейчас приму ислам, а в том, что он вполне может существовать параллельно. Как в России, например.
А вообще-то, у нас правит бал поговорка "на Аллаха надейся, а верблюда привязывай", и надо ее придерживаться - прошедшей ночью подломили пекарню, пиццерию и пару частных домов. Бывало и раньше, но чтобы четыре раза за одну ночь, такого даже старожилы не могут припомнить.