В 50-60-х - СССР огромный монстр, предсказуемый, но опасный до дрожи.
В 70-х - партнер и общепризнанный властелин половоны мира.
В 80-х - дряхлый старичок, впавший в маразм
В 90-х - труп, из которого, тем не менее, выражаясь игровым сленгом, выпадает лут.
В нулевых - переживаем возрождение трупа.
В 10-х - он опять становится монстром!
Ой-вэй, нужно сделать что-то такое, чтобы опять погрузить монстра в кому.
И, конечно, в голову приходит уже готовая наработка - душить санкциями! Но это вряд ли выстрелит, и вот почему.
Экономику СССР в 80-х придушили. Политическое руководство Советского Союза искренне верило, что та экономика (а заодно и геополитическая система), которую они создали, мучаясь геморроем, переживет века и тысячелетия. Простой пример - построив заводы в Индии и странах СЭВ, СССР на корню угробил собственную фармацевтическую промышленность. Если бы только она. Помните Райкина? О, гарнитурчик несут. Польскенький. Нет, румынскений. О, нет, венгерскенький. Все, что производилось в СССР для ширпотреба - было исключительно говном для отмазки. Да, на Красной Большевичке купили как-то линию для производства чулок-сапог, но кто их видел? Были они модные в 70-е. Да, Жигули была машиной, которую наконец-то не надо было смазывать солидоловым шприцом и корячиться в лучшем слуаае в яме, а в худшем - с риском для жизни под домкратом, но кто ее мог купить?
А в ГДР Трабант (хуевый, да, но способный переместить жопу из А в Б) был массовым явлением. А ключи от квартиры вручали молодой семье уже в загсе. И нормативы у них были не по 8 метров на рыло, а вдвое больше.
Короче, у наших южно- и восточноевропейских друзей и кормушка была поширьше, и поводок нежнее. А для того, чтобы они могли кормиться, в этих странах создавали производства для огромной тогда еще 250-миллионной метрополии. В надежде, что этот порядок - незыблем.
Ну, для начала этот миропорядок ляснулся с огромным треском. Польша (и Болгария) обеспечивали нашу продовольственную безопасность. Вопрос встал остро в 1984 году, когда чуть было не принято решение о вводе войск.
Но приходит Горбачев, и все вопросы отпадают.
Отныне все - только за валюту. Даже польские шампиньоны, румынская мебель и болгарская мастика. И даже индийские медикаменты. А нахера покупать эти суррогаты, если Запад вдруг открыл свои рынки, а банковская система все еще советская, и обналичивание самый лучший бизнес, и доступ к валюте открыт? Рынок пустоты не терпит, заполняется моментально. Купить можно все. Покупательная способность населения пока хромает, но рынок способен продержаться год-два, пока не произойдет перегрузка.
Ну, в результате, наши бывшие сателлиты худо-бедно наладили конкурентноспособное производство. А мы остались с нашими ракетамии, которые хоть и хорошие, но их невозможно продать - ибо есть договор о нераспростронении, который мы вперед и с песней подписали. И с нашими цепочками военных производств, которые специально настраивались на длинное плечо в надежде, что мир останется неизменным.
А мир - изменился. Увы. И это была главная ошибка СССР - ставка на неизменный мир.
Как там у Макаревича? Я его по прежнему не осуждаю, он кумир моей юности, и пел замечательные песни....
Как легко решить, что ты слаб,
Чтобы мир изменить,
Опустить над крепостью флаг
И ворота открыть.
Пусть толпа войдёт в город твой,
Пусть цветы оборвёт.
И тебя в суматохе людской
Там никто не найдёт.
Да, не написал почему. Да потому что описанное мной нагибалово дважды не срабатывает.