Я как-то говорил, что брал электромобиль покататься. Мне очень понравилось - я не большой любитель езды, но динамика, комфорт, да и некая сопричастность к будущему усердно склоняли меня к мысли - ну давай, заказывай, твой-то дизелек Х3 уже пять лет (тогда был), ты его уже с налогов списал, так что чего же ты ждешь? Останавливало меня тогда соображение, что до Берлина на этом пепелаце не доедешь. И до Мюнхена не доедешь, и до Гамбурга. В лучшем случае до Кёльна, да и то если не зима и повезет.
Мой дизелёк уже 10 лет, и я буду или покупать новый, или ездить на имеющемся пока не развалится - но до этого долго. Увы, электромобиль (который пять лет назад хотя бы экономически смотрелся более или менее выгодно) стал слишком дорогим удовольствием. Уже сейчас. А в будущем так вообще.
Прекрасная мечта, что сам вырабатываешь энергию и сам на ней ездишь, мечта она и есть. По этому поводу у меня никогда не было особых иллюзий. Мы вырабатываем энергию, мало того, мы 9 месяцев в году практически не докупаем электричество, мало того, как минимум 6 месяцев сами его продаем. Маржа, конечно, у покупателя знатная, покупаем мы по 30 центов, а продаем по 7,80. Но как только мы включаем сауну (9 киловатт, 12 лошадиных сил) - приходится покупать даже в самое солнечное время, ибо фотовольтаика не справляется. Аккумулятора на 10 квт-час хватает на ночь, но и не больше.
Самый дохленькой фиат 500 (был такой польский Малюх, самоход взрывный, мало палит, это его внучёк) уже имеет батарейку о 27 киловатт-час. Ford Mach-E с батарейкой в 100 киловатт-час способен проехать 610 километров, что приемлемо.
Ну пусть будет 50 киловатт-часов и 300 километров.
Если что, табличка основных моделей здесь
https://www.adac.de/rund-ums-fahrzeug/elektromobilitaet/kaufen/elektroauto-batterie-groesse/ Сегодня был относительно солнечный день, да и до солнцеворота (22 сентября) недолго осталось. Так что можно считать то, что было сегодня, за средние величины.
Я был на 100% аутарк, употребил 19,5 киловатт-часов, залил в сеть 10, произвел 29,5. Употребление, заметим, в том числе и для заполнения домашней батарейки. Если я эти за гроши проданные 10 киловатт-часов использую для батарейки автомобиля, то, заправившьсь за 5 будних дней, на выходные я смогу смотаться до Роттердама и обратно. И всё. Причем скорее всего я заглохну в Архнайме на обратном пути, даже если не буду использовать кондиционер, радио и навигацию.
Но автомобиль ведь так не используется! На нем человек (не я, это другое) едет на работу и назад. У него нет запасной батарейки, которая бы заряжалась, пока я на работе (это, кстати, было бы выходом, но учитывая стоимось, весьма дорогостоящим). О собственном электричестве можно забыть. В лучшем случае покрывается от силы процентов десять.
Я сказал покупаю за 30 центов? Ну, это мне повезло. Давний клиент, старые договора, и так далее. Большинство уже сейчас платит 40 центов за киловатт-час дома и 50 если надо заправиться в дороге, а обещают в 4 раза дороже.
Возникает вопрос - а с какого хуя вдруг такое дорогое электричество? Газ в четыре раза дороже, это понятно почему. А потому что биржа. А потому что барыжат по самой дорогой цене. И хотя газовые электростанции производят лишь 17% (без отказа от атомных и угольных этот процент был меньше 10), именно эта стоимость берется за основу биржевой цены на электроэнергию.
Итак, умножаем на 4. 160 центов за киловатт-час. Я заправляюсь дома, плачу 80 евро и еду 300 километров. Если мне приходится заряжаться не дома, то это удовольствие стоит 100-120 евро.
Дизель стоит мне где-то 40 евро за те же 300 километров, несмотря на то, что он подорожал как минимум на 70 процентов.
Над осказать, что я или ошибся в расчетах, или брал слишком по минимуму, ибо сосед, который имеет Nissan Leaf с батарейкой 40 киловатт-часов и теоретической дальностью 270 километров (до Северного моря, 220 км он не доехал), жаловался на дороговизну еще до нынешней свистопляски с ценами.
Нет, мне не нужен электромобиль. Вы сначала с барыгами разберитесь. А потом посмотрим.
П.С. Заменил / на -.