Старые учебники

Mar 13, 2022 01:40

Учтите, будет здоровая портянка. Кому неинтересно - не читайте. Остальным, если слишком длинно, пропускайте цитаты. Они здесь лишь в подтверждение сказанному и необязательны для выводов.

О Первой Мировой войне написаны килотонны литературы. Подробнейшим образом были рассмотрены многочисленные аспекты - боевая техника, вооружение, боеприпасы, продовольственная безопасность. Но поскольку история это не совсем наука, взгляды на общественные процессы претерпевали изменения в зависимости от. Я не хочу останавливаться на советской истории, ибо вся эта фиеста рассматривалась лишь в качестве предпосылки к социалистической революции. В твите Крупского "О поражении своего правительства в империалистской войне" об этом написано подробно и доходчиво, все советские учебники основывались на его видении событий, что не удивительно. Тема патриотизма тщательно игнорировалась.

В западной же историографии тема патриотизма до сих пор дискуссионный вопрос. Почему? Да потому что либерализм победил.

Раньше ведь было как? До середины 70-х считались, что к началу Великой Войны патриотический подьем охватил все страны-участники, и война там была встречена с энтузиазмом, но эта точка зрения зрения начала подвергаться критике, а к концу 70-х возобладало отрицание самого факта массового патриотизма, который был назван "мифом 14 года". В настоящий момент это мнение является мэйнстримом.

На мой взгляд, глупо отрицать то что было.

Казалось бы, где Европа и где США? Но вот я процитирую пару отрывков из статьи Дженнифер Д. Кин "Культура патриотизма в Соединенных Штатах времен Первой мировой войны":

Корабельные и заводские гудки, звон церковных колоколов ознаменовали начало национального дня регистрации. На заводах и железных дорогах мужчинам предоставили выходной день. В Сан-Франциско закрылись магазины и кафе, дабы ни один мужчина не потратил свободное время не по назначению. До завершения регистрации мэр города приказал закрыть все салуны и бары. Местные сообщества проводили парады в честь идущих на регистрацию, их организовывали деловые круги и гражданские организации. В Канзас-Сити детей отпустили из школ, чтобы они присоединились к массовому патриотическому параду, в котором были задействованы 300 автомобилей, украшенные повозки и оркестры...

"Под патриотические мелодии семи гражданских и военных оркестров женщины и девочки Эль-Пасо прошли парадом по главным улицам города в рамках демонстрации с целью вдохновить молодых мужчин, которым необходимо зарегистрироваться на военную службу", - сообщала газета «Эль-Пасо Геральд». В белых одеяниях, с американскими флагами в руках, женщины вели детей, наряженных как дядя Сэм и леди Либерти. Мужчин призывали продемонстрировать свой патриотизм, зарегистрировавшись на военную службу. Приглушая материнский инстинкт, требовавший защитить детей от беды, "матери-патриотки" (так они описывались в газете) радостно предлагали сыновей государству

Соответственно, не-патриотам приходилось туго.

...активисты Американской лиги защиты, носившие полуофициальные значки со словами «Отделение секретной службы», начали облавы на мужчин, обвиняемых в уклонении от службы. "За взнос в размере 75 центов или 1 доллара можно обзавестись членством в этой волонтерской организации и получить полномочия проводить расследования с одобрения Министерства юстиции", - жаловался секретарь Казначейства Уильям Мак-Эду.

Я не случайно взял в качестве примера американский патриотизм, как наиболее удаленный от театра военных действий. Умножьте вышенаписанное на 10 - получите европейские настроения того времени.Только один пример - российский, конечно же. Цитирую по: Масси Р.К. "На защиту Святой Руси"

2 августа 1914 г. царь издал указ о начале военных действий. Это был сверкающий, жаркий летний день. Дворцовая площадь, одна из самых больших в Европе, была переполнена тысячами изнывающих от зноя зевак, толпами возбужденных людей, несших флаги, иконы, ожидающих появления монарха, чтобы в его присутствии выразить свои патриотические чувства. На той стороне Невы, куда царь должен был прибыть из Петергофа, тысячи людей толпились на мостах и набережных реки, распевая и выкрикивая приветствия. Нева была покрыта яхтами, пароходами, парусниками, рыболовецкими суденышками, лодками с поднятыми флагами и с многочисленными зрителями на борту...

...В германское посольство, огромное гранитное здание, увенчанное двумя могучими скульптурами коней, ворвалась, как это и предсказывал граф Пурталес, разъяренная толпа. Однако вопреки тому, что предвидел посол, гнев толпы был направлен не против собственного правительства, но против Германии и самого германского посла. Захватив здание, толпа выбила окна, разодрала ковры и, поломав и разбив, выбросила на улицу не только мебель, фарфор, старинное стекло, но и принадлежавшую лично Пурталесу бесценную коллекцию мрамора времен Ренессанса и бронзу. Конные статуи на крыше были обвязаны веревками, сотни рук схватили и потянули их. Вздыбленные кони кайзера с грохотом упали на мостовую.

В эти первые дни войны патриотизм населения был тесно связан с уже укоренившейся ненавистью к немцам. "За веру, царя и Отечество" и "На защиту святой Руси" - эти призывы охватили казармы, фабрики, деревни. Керенский писал, что в отличие от войны с Японией, которая была династической и колониальной, "в 1914 г. народ сразу расценил конфликт с Германией как свою кровную войну, когда на карту была поставлена судьба России".

Родзянко ходил по Петербургу с толпой рабочих и потом написал о том, что они говорили
- Теперь речь идет о России. Мы хотим, чтобы царь знал, что мы уверены в нашей победе над немцами
Аристократы присоединялись. Мария Павловна, вдова дяди Николая 2-го, говорила:
- Эта война гораздо глубже, чем политический конфликт.Это поединок между двумя силами - панславизмом и пангерманизмом. Одна из этих сил должна погибнуть.
Крестьянский голос:
- Если нам не повезет, и мы не разобьем немцев, они придут сюда и заставят меня и вас, да, да, одинаково как вас, так и меня, пахать в общей упряжке.

Заканчиваю с цитатами, начинаю собственные измышления. Тут, конечно, надо учитывать, что я а) не социолог, и б) не философ. Поэтому вполне могу ошибаться и буду благодарен, если мне укажут на ошибки, логические несостыковки и прочая. Кроме того, я знаю "изнутри" лишь два общества - немецкое и советское (в независимой России не жил), и поэтому мои наблюдения заведомо неполны.

Либерализация немецкого общества это 60-70е годы. Я уже писал о том, что вплоть до середины 60-х жена в Германии нуждалась в письменном согласии мужа, чтобы работать. И до конца 60-х она не имела права заводить собственный банковский счет без его, мужа, согласия. Мало кому известно, что существовал т.н. "Lehrerin-Zolibat", который запрещал выхходить замуж женщинам-учительнцам. Он был отменен в 50-х, но местечковые отклонения сохранялись до конца 60-х. Надо сказать, что нечто похожее существовало во всех странах условного Запада, достаточно вспомнить гонения на гомосексуалистов. При всем моем негативном отношении к данному явлению, не могу не сказать, что не государственное это дело. Все помнят историю Алана Тьюринга? Преследование гомосексуалистов в Англии и Уэльсе прекратились в 1967 году, когда парламент страны принял "Акт о половых преступлениях", декриминализировав однополые сексуальные контакты между мужчинами старше 21 года. В Шотландии аналогичный Акт утвердили через 13 лет.

Недопустимость вмешательства государства в личное пространство человека стана неписаным законом. Сейчас, конечно, маятник качнулся в обратную сторону, но это процесс долгий.

Соответственно, патриотические настроения в немецком обществе вряд ли возможны. Коллективное неприятие да, коллективная готовность к помощи да, но коллективная приверженность идее - больше не сработает.

В российском, да и украинском обществе, сия либеральная парадигма укоренилась, но как следует не прижилась (кстати, в ФРГ за побег из тюрьмы срок не довешивают, ибо это естественное стремление индивидуума к свободе - забавно, да?).

Итак. В функционирующем либеральном социуме, где интересы индивидуума ставятся превыше интересов общества, понятие "массовый патриотизм" не может существовать как явление. Поэтому мэйнстрим его напрочь отрицает. С другой стороны, он существует, и поэтому надо изобрести соответственные эфвемизмы, типа "воли к победе". И если в отношении Украины это можно медийно обосновать - с Россией такой способ не функционирует. Поэтому из каждого утюга доносится плач о промывке мозгов, ограничении доступа к информации и подавлении недовольных. Да, это все есть, чего греха таить. Хотя доступ к информации полностью перекрыть невозможно. Но на протяжении многих лет в российском обществе укоренилось мнение, Запад - враг. Наша страна - великая страна. Мы должны вернуть величие, показав всему миру, как мы можем.

Отсюда и некоторая растерянность условного Запада. Отсюда и порой противоречивое освещение событий - несмотря на безусловное принятие стороны. Отсюда и общее мнение - Путин ёбнутый великодержавный шивинист. Поскольку в рамках либеральной парадигмы происходящее просто необходимо свести к личности. Настроения масс не котируются, поскольку их (не масс, а настроений) не существует. Не бывает массового патриотизма. Не бывает общественных процессов. Всё решает личность. Например, противопоставление "герой Зеленский" vs. "злодей Путин". Ну дык. Дихотомическое деление привлекательно именно что своей простотой. И сразу всё-всё становится ясно.

Как результат имеем накачивание Украины оружием, в надежде, что вся эта бодяга затянется надолго и закончится табакеркой. По мне, чем быстрее Россия выполнит хотя бы план-минимум (должен быть!), тем лучше. Прекратятся смерти, начнутся разговоры, мир изменится, ну так это не в первый раз, в конце концов. Да и не в последний. Ничего страшного. Но для них это неприемлемо. Слом устоев, пересмотр мировоззрения. Тяжело, да. Понимаю.

В заключение хочу сказать, что советую воздержаться от обсуждения конкретных действий сторон в плане "фэйк или нет". До выяснения. Если оно будет.

войны, война

Previous post Next post
Up