Мюнстерская коммуна

Jul 12, 2018 01:13

Нет, я не буду писать книгу. Лень. Да и не оценят. А вот кратко, как это было - напишу.

Предупреждаю - тут много текста не моего, частино даже копи- пэйст. Но из дальнейшего станет ясно, почему я запостил это дело сразу после "про хохлов".

------

Во-первых, кто такие они были - анабаптисты? Наверное, тут лчше всего вспоммнить учение Томаса Мюнцера, как наоболее радикального из них. Они отвергали присягу, военную службу, суды, повиновение правительству, которое не было христианским в их смысле. Перекрещенцы были святы и потому не нуждались в подчинении каким‑либо законам, а раз свободные не должны кому‑либо повиноваться, то на них не лежит никаких служебных обязательств, никаких повинностей, пошлин, десятин и т. п.

Далее, Томас Мюнцер утверждал, что все люди - братья и сестры по духу, что у перерожденных святых не может быть частной собственности, так как имущество должно быть общим достоянием всех связанных между собою узами человеческого братства.

Отвергая существующий государственный и общественный строй, одни из сектантов ограничивались пассивным сопротивлением всему, что считалось у них безбожным, но другие не могли удержаться на этой точке зрения и прямо требовали насильственного ниспровержения всех отвергавшихся ими порядков, находя, что "вера без дел мертва". В конечном итоге анабаптизм принял характер проповеди, главным содержанием которой была кровавая революция, истребление огнем и мечом безбожников и подготовление этим путем окончательного торжества святых на земле. Преследования, которым их стали подвергать, убеждали их в том, что наступили последние времена перед вторым пришествием Христовым, "претерпевший же до конца спасется". Одним словом, очередная религиозная ересь и торговля вечной жизнью. Однао, как водится, последователей нашлось в достаточном количестве.



В 1534-1535 годах анабаптисты, преследуемые в Швейцарии, Южной и Средней Германии после злодеяний, которые устроил один из вождей немецкой крестьянской войны, Томас Мюнцер, устремились в Северную Европу: Северную Германию, Голландию, Швецию, Данию. Центром их деятельности стал мой любимый город Мюнстер, где они обосновались во время борьбы, которая там шла между католиками и лютеранами. Выступая в качестве союзников лютеран, они сильно укрепили свои позиции в городе.

Когда лютеране победили в Мюнстере, они должны были считаться с очень сильным влиянием "пророков", как себя называли руководители анабаптистов. Им удалось даже привлечь на свою сторону вождя лютеранской партии.

Ну как же без пророков? Никак нельзя!

Одним из них стал Ян Маттис, бывший пекарь из Гарлема, не того, что за океаном, а голандского. Как водится, он начал проповедовать.

В его проповедях возродились воинственные призывы анабаптистов к немедленному построению Царствия Божия на земле. Он призывал к вооруженному восстанию и повсеместному истреблению безбожников. Посланные им апостолы парами отправлялись во все провинции страны. Они рассказывали о чудесах нового пророка и предрекали уничтожение тиранов и безбожников по всей земле. В Германии и Голландии принимали второе крещение - главным пунктом анабаптистского учения было требование креститься лишь в сознательном, а не в младенческом возрасте, что, собственно говоря, имело смысл. Основывались новые общины. В Мюнстере за 8 дней крестилось 14000 человек. По мере успеха анабаптистов в Мюнстере туда стекались их сторонники из других стран, в особенности из Голландии. Во главе прибывших из Голландии анабаптистов встал житель Мюнстера Книппердоллинг.

В качестве одного из апостолов Маттиса в Мюнстер прибыл Иоанн Бокельзон из Лейдена, которому под именем Иоанна Лейденского предстояло играть центральную роль в последующих событиях. Начав как портняжный подмастерье, он женился потом на богатой вдове, но вскоре обанкротился и потерял ее состояние. Бокельзон путешествовал, побывал в Англии, Фландрии, Португалии, был довольно начитан, знал Священное Писание и сочинения Мюнцера. В Мюнстере он сошелся с Книппердоллингом, вскоре женился на его дочери и этим подчинил мюнстерскую общину анабаптистов влиянию Маттиса. К этому времени руководство движением анабаптистов в Мюнстере полностью перешло от уроженцев города в руки голландских пророков. Во главе мюнстерской коммуны стояли теперь оторванные от своей родины проповедники - конспираторы.

В Мюнстере происходили столкновения анабаптистов и лютеран, анабаптисты громили монастыри и церкви. Апостолы Маттиса проповедовали скорое наступление тысячелетнего царства Божия для крещеных вторым крещением и избранных - счастливую жизнь в общности имущества, без властей, законов и браков, а для тех, кто сопротивляется новому царству - унижения и гибель от руки избранных. «Избранным» было запрещено приветствовать и вообще как-либо общаться с неверными.

Совет мюнстерской коммуны изгнал из города некоторых проповедников и арестовал одного, нарушившего запрет, наложенный на их проповедь. Это было начало 1534 года. По улицам города носились толпы анабаптистов с криками: "Кайтесь, Бог покарает вас! Отче, Отче, истреби безбожников!". 9 февраля вооруженные толпы вышли на улицу, перегородили улицы цепями и заняли часть города. Лютеране тоже взялись за оружие, заняли другую часть Мюнстера, потеснили анабаптистов и навели на них пушки. Победа была в руках лютеран, но бургомистр Тильбек, сочувствовавший анабаптистам, провел соглашение о религиозном мире. Тогдашний общечеловек сказал следующее:

Чтобы каждый был свободен в вере, каждый мог вернуться в свой дом и жить в мире

В мире так в мире. Со всех сторон в Мюнстер стекались анабаптисты. Лица христиан снова расцвели. Все на базаре пророчествовали - даже дети 7лет. Женщины делали удивительные прыжки. Безбожники же говорили: они безумны, они напились сладкого вина

Ну а потом были демократические выборы в коммунальный совет, на которых анабаптисты получили большинство голосов. Они захватили в свои руки управление городом и поставили бургомистрами своих приверженцев - Книппердоллинга и Клиппердинга.

Ну а потом понеслась душа в рай. В страшном погроме, произведенном 24 февраля - через 3 дня после выборов, в Мюнстере были разрушены монастыри, церкви, разбиты статуи, сожжены иконы, мощи святых выбрасывались на улицу. Злобу их вызывало не только все, что связано с религией, но и вся старая культура. Статуи, окружавшие базарную площадь, были разбиты. Драгоценная коллекция старинных итальянских рукописей, собранная Рудольфом Фон Ланген, была торжественно сожжена на площади. Картины знаменитой тогда вестфальской школы были уничтожены так основательно, что теперь она известна только по рассказам. Даже музыкальные инструменты разбивались.

Еще через 3 дня, 27 февраля, мюнстерская коммуна перешла к выполнению одного из основных пунктов программы анабаптистов: изгнанию безбожников, то есть граждан, не принявших учения "пророков". Маттис настаивал на том, чтобы их всех убить.

Более осторожный Книппердоллинг возражал: "все народы объединятся тогда против нас, чтобы отомстить за кровь убитых". Наконец, пришли к решению изгнать из коммуны всех, кто откажется принять второе крещение. Было созвано собрание вооруженных анабаптистов. Пророк сидел погруженный в транс, все молились.

Наконец, он проснулся и призвал к изгнанию неверных: "Долой детей Исава! Наследство принадлежит детям Иакова". Крик "геть вон безбожников" прокатился по улицам. Вооруженные анабаптисты врывались в дома и изгоняли всех, не желающих принять второе крещение. Был конец зимы, метель, валил мокрый снег. Сохранилось описание очевидца, как, по колено в снегу, тянулись из Мюнстера толпы людей, которым не дали взять с собой даже теплую одежду, женщин с детьми на руках, стариков, опирающихся на посохи. У городских ворот их еще раз ограбили.

Следующей акцией было обобществление имущества. Тогдашняя хроника говорит: Они единодушно порешили, что все имущество должно быть общим, что каждый должен отдать свое серебро, золото и деньги. В конце концов все это и сделали

Чтобы подавить недовольство, которое вызвали в Мюнстере эти меры, анабаптисты все шире прибегали к террору. Однажды Маттис собрал всех мужчин на площади. Потом он приказал выйти вперед всем тем членам коммуны, кто крестился «с опозданием», в последний день (массовое второе крещение продолжалось в городе 3 дня). Таких оказалось около 300 человек. Им велели сложить оружие. "Господь разгневан и требует жертвы", - говорил Маттис. Арестованные пали ниц перед пророком по обычаю анабаптистов и умоляли помиловать их. Однако их заперли в покинутой церкви, и оттуда несколько часов раздавались их мольбы. Наконец, явился Иоанн Бокельзон и возвестил: "Дорогие братья, Господь смилостивился над вами!" Все были отпущены.

Но не всегда дело кончалось так мирно. Например, на кузнеца Губерта Рюшера был донос, что он порицал действия пророков. Его привели в собрание. Маттис потребовал его смерти. Некоторые заступались за кузнеца и просили его помиловать. Но Бокельзон закричал: "Мне дана сила от Господа, чтобы моей рукой был поражен всякий, кто противится приказам Господа!" - и ударил Рюшера алебардой. Раненого увели в тюрьму. Прения о его судьбе продолжались. Наконец, раненного кузнеца опять вывели на площадь, и Маттис убил его выстрелом в спину.

Пропаганда работала, ага, Из Мюнстера доносились призывы

ибо всем христианам готов кров и постель. Если народу станет слишком много, мы воспользуемся и домами и собственностью неверных. Здесь у вас будет все в изобилии. Беднейшие из нас, которых раньше презирали как нищих, ходят теперь в богатых нарядах, как высшие и знатнейшие. Бедные стали Божьей милостью так же богаты, как бургомистры и богачи

Пусть никто не думает ни о муже, ни о жене, ни о ребенке, если они неверные. Не берите их с собой, они бесполезны Божьей общине. Если же кто останется, я в его крови неповинен

-----------------------

Продолжение следует

история, Мюнстерская Коммуна

Previous post Next post
Up