Украинцев продолжает мучить вопрос о том, насколько правомерно Россия включила Крымский полуостров в свой состав. Разумеется наши власти на каждом углу кричат об акте аннексии и нарушении конституции Украины. Прежде всего, стоит сказать о том, что образование независимого государства и его вхождение в состав другого государства - это процессы, регулируемые международным правом, а не внутренними законодательными актами стран. Поэтому ссылаться на Конституцию Украины в данном случае смысла нет. Кроме того, наши новые власти своими по сути незаконными действиями сами разрушили конституционный порядок, существовавший на Украине до февраля 2014 года. Легитимный президент Украины Виктор Янукович был отстранен от власти, называя вещи своими именами, неконституционным образом. Исходя из этого, Киев показывает свою непоследовательность. С одной стороны мы грубо нарушаем положения основного закона своей страны, с другой выступаем в качестве его поборников, защищая свою позицию о нелегитимности референдума в Крыму с точки зрения Конституции Украины.
О нарушении международного права тоже сегодня модно говорить, но опять же, как правило, эти заявления голословны и, к сожалению, не имеют под собой доказательной базы. При чем помимо украинских политиков подобные комментарии дают и высокопоставленные лица европейских правительств. В частности, не так давно заместитель премьер-министра Великобритании по делам Европы Дэвид Лидингтон заявил, что "аннексия Крыма Россией нарушила международные соглашения", включая Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной 1997 года, и является нарушением территориальной целостностью Украины и вообще насмешкой над демократией. В то, о чем говорит Лидингтон, всем хочется верить, но давайте на время займем нейтральную позицию и разберемся, так ли на самом деле обстоят дела.
Во-первых, важно помнить, что 17 марта 2014 года по итогам референдума республика Крым объявила о своей независимости и только после этого 18 марта 2014 года вошла в состав Российской Федерации. Поэтому говорить об аннексии Крыма как украинской территории со стороны России в корне не верно.
Во-вторых, независимость республики Крым укладывается в правовые нормы Устава ООН (глава 1, статья 1, п.2) о праве народа на самооределение. Кроме того, уже существует исторический прецедент - признание Косово в качестве независимого государства в 2008 году. Тогда события развивались по такому же сценарию, и у большинства стран Европы не возникло вопросов об их правомерности.
В третьих, принцип нерушимости границ запрещает посягательство на границы, а также запрещает захват и узурпацию части или всей территории любого государства - участника. Однако реализация права на самоопределение в форме отделения является естественным и законным процессом, правомерно изменяющим границы и территории существующих государств и, следовательно, не может квалифицироваться как захват или узурпация.
Таким образом, на протяжении более чем 20-летней истории нахождения в составе Украины народ Крыма так и не сумел реализовать свое право на самоопределение в рамках этого государства. Также стоит признать и тот факт, что Крым так и не стал органичной частью Украины. Как ни прискорбно это признавать, но Крым никто насильственно не забирал, это мы его потеряли. Перекладывать ответственность и обвинять в этом других - это путь в никуда. Пора признать свои ошибки и избегать их в дальнейшем.