У уважаемой японской фирмы в начале должна быть легенда и легендарный отец-основатель. И фирма "Кэнон" не исключение.
Легенда гласит, что в начале 1930-х годов молодой инженер Горо Йосида (Goro Yoshida, тут мы напишем его по-русски, в порядке "имя-фамилия") разобрал легендарную фотокамеру Leica II и, по его словам, с удивлением обнаружил, что внутри нет ни золота, ни брильянтов, ни волшебного духа, а только пружинки, латунные шестеренки и прорезиненные тряпочки. Разобрав же, инженер Йосида воскликнул, подобно Антону Семеновичу Макаренко, "давайте делать лейки!". Он сговорился со своим двоюродным братом и еще одним парнем и они основали фирмочку с громким названием Seiki-Kōgaku Kenkyusho ("Лаборатория прецизионных оптических инструментов") и в 1933-1934 годах начали размещать в журналах рекламу "новейшей фотокамеры" Kwanon с еще более громкой фразой "The 'I' class submarine. The '92-Type' airplane. The Kwanon camera. All world leaders!"
Камера выглядела странновато -- с рукояткой взвода затвора на передней панели и без рукоятки обратной перемотки. Первое было личным вкладом Горо Йосиды в прогресс фототехники, а второе попыткой упростить камеру. Предполагалось использовать металлические кассеты от "Лейки" с перемоткой пленки из одной кассеты в другую, обратная перемотка не требовалась. На рекламных проспектах камера снабжалась объективом с очаровательным именем KasyaPa, выглядящим один-в-один как Индустар-22 Elmar 3.5/5cm.
Но тут случилась "глобализация". С одной стороны, в Японию пришел "Кодак" с его сетью фотолабораторий и одноразовыми кассетами, требовавшими перемотки пленки обратно. А с другой (буквально противоположной) стороны Япония вступила в Ось и подписала соглашение с Германией о взаимном признании патентов. И в ту же секунду оказалось, что нельзя просто взять и начать выпускать копии немецких фотокамер, Leitz Camera AG очень грамотно огородились патентами на ключевые узлы. На этом легенда и кончается. Ни одного фотоаппарата на прилавки японских магазинов так и не поступило. А инженер Йосида, как и положено легендарному отцу, в том же 1934-м году к разработке фотокамер совершенно охладел и из своего детища ушел.
* * *
А дальше начинается самое интересное. Долгое время думали, что ни одной оригинальной камеры Kwanon не сохранилось. А может быть, их и вовсе не существовало, а бойкие японские предприниматели снимали для рекламы деревянный макет? Но в 2009 году на аукционе в Бостоне всплыло чудо. Чудо выглядело точь в точь, как на рекламном фото, имело на нижней крышке выгравированный номер "2" и историю переходов из рук в руки, восходящую... к американскому солдату, купившему ее в Японии в начале 1950-х. И всё. Никакого фирменного логотипа на камере или объективе не было и поэтому сама фирма Canon от участия в аукционе устранилась. Звать экспертов для оценки подлинности "объекта" организаторы аукциона отказались, хотя Питер Деккерт (главный специалист по Кэнонам) был готов. В руки ему камеру не дали, но по присланным ему фото он ее идентифицировал как Kwanon D.
Чем все кончилось? "Объект" ушел неизвестному покупателю в аукционном зале (т.е. не через интернет) за 138 000 долларов.
ПЭЭС. Вы, наверное, хотите узнать, чем все кончилось для "Лаборатории прецизионной оптики"? [Spoiler (click to open)]Поняли, что камеру с именем буддийской богини продать нельзя, переименовали торговую марку в созвучное Canon и, чтобы обойти немецкие патенты, организовали сложную кооперацию с известным производителем дальномеров для Императорского флота по имени Nikon. Но это уже другая история.