"Он очень милый и скромный человек". Что значит фашист Видкун Квислинг для нас, армян и гр

Jan 14, 2016 15:51

Квислинг и СССР. Офигеть, просто офигеть.

Оригинал взят у d_clarence в "Он очень милый и скромный человек". Что значит фашист Видкун Квислинг для нас, армян и греков.
Краткая справка для тех, кто не в курсе.
Видкун Квислинг (норв. Vidkun Abraham Lauritz Jonssøn Quisling, 18 июля 1887-24 октября 1945) - коллаборационист, норвежский политик, нацист. С февраля 1942 г. до конца Второй мировой войны занимал пост министра-президента оккупированной Норвегии. После войны Квислинг был расстрелян по обвинению в государственной измене. Имя Квислинг стало символом предательства.


Это общеизвестно.
Чуть менее известно, что в 1918 году он был в составе норвежской миссии в Петрограде, в гуще событий. Живо заинтересовался нашей культурой и языком. Язык выучил в рекордные сроки: "потому что несколько букв алфавита совершенно ни на что не похожи". В 1919 был в Финляндии, участвовал в финской гражданской войне. За выполнение секретных поручений получил звание капитана норвежской армии.
Собственно за прекрасное владение русским языком, расторопность, глубокую погруженность в русскую тему и был взят Нансеном в состав миссии по спасению нас.
С Нансеном познакомились в 1920



(стоит в бабочке)
Вот две рекомендации, поступившие Нансену:
От полковника Генштаба Конрада Сундло: "Рекомендую капитана Квислинга из Генерального штаба. Очень умный человек. Говорит по-русски."
От министра Андреаса Урби: "Сим представляю капитана В. Квислинга. Он очень милый и скромный человек, который Вам наверняка понравится."

Видкуна в апреле 1922 года направили в Южное отделение. В Харьков.
Отличился сразу. Вызвал дикий дипломатический конфликт. Суть.
В Харькове уже вовсю работала АРА. Американцы кормили громадное число людей, обладали большим аппаратом и ни в грош не ставили местные власти. Видкуна встретили снисходительно. Привез он "всего-то" 40 тонн медикаментов, 50 тонн лаймового сока и 116 тонн рыбьего жира. Джордж Харрингтон, руководитель местного отделения АРА, вежливо осмотрел грузы, заглянул в продовольственные пакеты: "пакет можно оценить в 2 доллара, содержит 7 килограммов муки, 4 банки молока, килограмм сала, килограмм сахара и 40 граммов чая". Американец свысока изложил Видкуну нормативы АРА, рассказал как организовывать столовые, сказал что таким нищебродам, как Насеновский комитет, АРА, так и быть поможет с организацией, надавал еще с десяток советов, похлопал по плечу и ушел.
Потом зашли представители польского МИДа и стали рассказывать Видкуну про зверства большевиков, про отсталость русских. Хотели попросить его передать грузы им, так как поляки лучше разбираются в русском быдле. Договорить не успели. Видкун, на чистом русском языке, послал их на хуй.
А 16 мая в МИД Польши в Варшаве вызвали норвежского посла Нильса Уоттерборга и сообщили ему, что "Польское Правительство с большим неудовольствием следит за деятельностью норвежского капитана Квислинга в Харькове". Этот Квислинг совершил немыслимое преступление - передал всю привезенную помощь красным комиссарам, вместо того, что бы по примеру АРА открывать столовые или распределять ее среди населения с благородной помощью поляков!
АРА информацию подтвердила. Да, прям на следующий день передал все местным властям.
У Нансена затребовали объяснений. Нансен ответил коротко:
Квислинг приехал один. Штата у него нет. Денег у него нет. Столовые он один открыть не может. В Харькове есть советский аппарат по распределению помощи. Квислинг передал им груз по назначению. Советские Власти уже две недели кормят и лечат население за его счет. Квислинг все сделал правильно. Еще вопросы?
В итоге Нансена заставили только извиниться за грубость Квислинга по отношению к полякам.
Работал Квислинг в Харькове до 1923 года. Вот его характеристика данная Нансеном:
"Выполняет свою работу превосходно и пользуется уважением среди всех, кто работает с голодающими в России."
За это время он также успел жениться на русской телефонистке и перевести повесть Льва Толстого "Хаджи Мурат". Квислингу очень понравился Шамиль: "Умный, целеустремленный, честолюбивый, коварный, а если необходимо, и особенно в молодости, бесцеремонный и жестокий, однако вместе с тем меланхоличный и не чуждый человеческих чувств и сострадания человек. Можно сказать, человек, напоминающий героев наших саг."

Теперь про армян и греков.
В 1922 году, параллельно с нами, Нансен занялся проблемой беженцев турецко-греческой войны. Более миллиона греков и армян после победы Турции хлынули в Константинополь и греческие острова. У Лиги Наций волосы встали дыбом - что ними делать?? Пускать к себе их никто не хотел. Нансен предложил выход. А придумал его Квислинг.
В Греции проживало 400.000 турок. Нансен предложил договорится с Ататюрком и греческим правительством по обмену населением. Турки из Греции переезжали в освобожденные от греков и армян районы, а греки переезжали на их место.
Таким образом частично решили проблему греков. Осталась проблема армян. Ими заниматься не хотел никто. Вообще.
Деваться армянам некуда. Константинополь вот-вот вернут полностью Турции. Туда дороги нет. Советская Армения далеко. Европа не принимает.
Первым делом Нансен выдает армянам "нансеновские паспорта" - удостоверение беженца, тем самым прикрепляя их хоть какой-то гуманитарной помощи.
В 1925 году Нансен берет в качестве секретаря Квислинга и едет в Советскую Армению.


(Нансен крайний слева, Квислинг -- второй справа)
1 июля 1925 Нансен, от лица своей организации, заключает договор с Правительством Советской Армении. В нем шесть пунктов:
1. Отмена пошлин для вернувшихся на родину армян;
2. Бесплатный провоз груза;
3. Бесплатный проезд до советских границ;
4. Бесплатное выделение участков земли;
5. Субсидии на жилье;
6. Освобождение от налогов на три года.
Договор в двух экземплярах целиком написан рукой Видкуна Квислинга.
Видкун остается в России и Армении до 1927 года, наблюдая за исполнением договора.
Да, не все пункты были выполнены, не всем удалось помочь, но это уже не вина Нансена.
В 1929 году Квислинг пишет в норвежский Генштаб обстоятельную записку и о работе ГПУ. Многие вещи подметил очень верно. Помог освободить из заключения переводчицу Нансена, сопровождавшую того в поездке по Повольжью.
То, что было после 1930 года уже совсем другая история..

Рекомендации, характеристики и цитататы взяты из книги Пер Эгиль Хегге "Фритьоф Нансен. Одна только воля."

история, СССР

Previous post Next post
Up