По оценкам израильских археологов, время сосуществования людей современного типа и неандертальцев на Ближнем Востоке могло длиться около 10 тыс.лет.
Этого вполне достаточно, чтобы две популяции могли обменяться генами. Редкие, но плодотворные встречи сапиенсов и неандертальцев оставили след в геноме современных людей. Когда сапиенсы стали расселяться с Ближнего Востока по просторам Евразии, они уже несли в себе неандертальские гены. Впоследствии они еще не раз встречались с неандертальцами, но, по-видимому, уже не скрещивались с ними. Например, если бы сапиенсы, пришедшие в Западную Европу более 40 тыс.лет назад, скрещивались с европейскими неандертальцами, то в геномах современных европейцев было бы больше неандертальских примесей, чем в геномах китайцев или папуасов. Но этого не наблюдается: у жителей разных районов Евразии процент неандертальских генов примерно одинаков. Это указывает на единичный и недолгий ппериод гибридизации, имевший место после выхода сапиенсов из Африки, но до начала их широкого расселения по Евразии.
Итак, следы древних смешанных браков остались в генах современных людей. Каким бы мизерным ни было это наследие, но все же нельзя утверждать, без некоторых философских оговорок, что неандертальцы полностью вымерли.
Кроме того, мы теперь знаем, что подлинные, чистокровные сапиенсы -- это чернокожее население Африки к югу от Сахары. Все прочие -- слегка метисы.
А.Марков. Эволюция человека.