Объектив Tamron SP 15-30mm F/2.8 Di VC USD Nikon для пейзажной и архитектурной съемки

Oct 26, 2015 08:00

Недавно произвел смену системы - перешел со старенького Canon 5D Mark II на Nikon d810. В качестве штатного объектива выбрал Nikkor 24-70/2.8. И неспешно стал подыскивать сверхширокоугольный объектив, что-то типа 16-35/2.8 на Canon и телевик 70-200. По выбору телеобъектива еще напишу отчет, а пока что расскажу о выборе широкоугольника на Nikon.



И как всегда в таких случаях - встает проблема выбора. Купить объектив от Nikon или сэкономить и взять Tamron?

Благодаря любезности российского представительства компании Tamron удалось взять на 2 недели на пробу их широкоугольник 15-30/2.8 из серии профессиональных объективов Super Perfomance (SP). Не буду вводить интригу, сразу скажу, что объектив понравился. Интересно было бы провести сравнительные тесты с линейкой Nikon, но и по сравнению с Canon 16-35 II/2.8, Nikkor 24-70 на 24 мм Tamron SP 15-30mm F/2.8 Di VC USD показывает результаты как минимум не хуже.



    Использование сверхширокоугольника в пейзаже и архитектурной съемке

    Расскажу вначале о своих критериях выбора широкоугольника. Я занимаюсь съемкой пейзажей и городской архитектуры. По статистике моего каталога фотографий за 6 лет около 20% кадров сняты на широкоугольник на фокусные расстояния менее 24мм.

    В пейзаже широкоугольник я использую для следующих целей:
    - чтобы подчеркнуть передний план, например, с цветами или травой
    - в узких, ограниченных по пространству местах, например, под деревьями или в пещерах
    - при съемке звездного неба, чтобы захватить побольше неба в кадр

    Отдельно выделю съемку панорам на коротком конце (15-20мм) в вертикальной ориентации камеры, такой подход позволяет захватить в кадр и передний план почти под ногами и высокие горы на заднем плане. В горизонтальной ориентации камеры такие сюжеты обычно не помещаются в кадр.

  1. панорама из 3-х вертикальных кадров, ФР 15мм, f11, ISO64, 1/20 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810



  2. При съемке городской архитектуры я использую широкоугольник в основном для съемки панорам в вертикальной ориентации камеры. Такой способ съемки позволяет получить фотографии высоких зданий без сильных перспективных искажений и при этом включить в кадр передний план. Архитектуру (высокие здания) в горизонтальной ориентации камеры на широком угле я практически не снимаю, так как возникают сильные искажения при малейшем сдвиге высокого объекта от центрального положения в кадре.

  3. панорама из 4-х вертикальных кадров, ФР 30мм, f11, ISO64, 0,7 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810



  4. Если с применением и фокусными расстояниями все понятно, то зачем нужен светосильный широкоугольник в пейзаже и в архитектуре? А ведь известно, что светосила 2.8 добавляет к цене объектива приличную сумму, при этом не сильно меняя резкость на других диафрагмах. С рук пейзажи при недостатке света снимаются только в крайних случаях. Ответ прост - светосильный широкоугольник позволяет снимать пейзажи в полной темноте на диафрагме 2.8. А что можно снимать в полной темноте - да конечно, звездное небо, причем так, как звезды видит человек, т.е. в виде точек, а не треков на длинной выдержке. В безлунные ночи только открытая диафрагма на 2.8 и экстремальное ISO 3200-6400 позволяет передать всю красоту ночного неба и при этом получить детали на переднем плане.

    С областью применения разобрались, теперь можно сформировать набор критериев, по которым можно подобрать хороший широкоугольник для этих задач.
    Критерии выбора сверхширокоугольника

    - Фокусное расстояние - от 14-16мм до 24-35 мм, таким образом, перекрывая нижний диапазон фокусных расстояний, необходимых для пейзажного фотографа, а далее уже включается 24-70.
    - Диафрагма 2.8 для съемки звездного неба
    - Возможность фокусировки вручную на бесконечность, наличии шкалы расстояний с риской бесконечности
    - Отличная резкость по всему полю кадра, включая углы кадра
    - Способность разрешать многопиксельные матрицы современных камер (Nikon d810 и пр)
    - Как можно лучше скомпенсированные геометрические искажения (вертикальные линии должны оставаться вертикальными, отсутствие сильных переспективных искажений и явных следов их коменсации)
    - правильная, красивая цветопередача (в пейзаже красивый цвет лучше, чем правильный)
    - хроматические аберрации

    Кроме этого, требует внимания такие параметры как вес и возможность надевать градиентные, нейтральные и поляризационные фильтры.
    Tamron SP 15-30mm F/2.8 Di VC USD, особенности

    При осмотре сразу обращает на себя внимание выпуклая передняя линза. По всей видимости, конструктив объектива походит на Nikkor 14-24/2.8. Такая линза сразу ставит крест на использовании стандартных фильтров, рассчитанных на диаметр 77 или 82мм. Требуется специальный холдер и фильтры- пластины 150мм, в отличии от обычно используемых 100мм. Такой холдер и фильтры выпускает Nisi https://fstoppers.com/originals/fstoppers-reviews-nisi-150mm-filter-system-77419.

    Фокусные расстояния - 15-30мм, еще один шаг в сторону 14-24. Не стандартный 16-35, а 15-30. Интересно, почему не сделали именно 14-24? Получается, за добавление 1мм фокусного расстояния на коротком конце приходится расплачиваться невозможностью поставить стандартные фильтры. 2мм, т.е. 14мм вместо 15 было было лучшей компенсацией за это.

    Вес - 1100 гр, при том, что Nikkor 14-24 весит чуть более 900 гр. Вес это существенный параметр, если ходишь в многодневные горные походы.

    Ну и сразу же заметил, что объектив имеет стабилизатор. Этот факт сразу показывает целевую аудиторию, в расчете на которую создавался объектив - свадебные фотографы, фотография невесты на лестнице с подолом платья по диагонали кадра. Для пейзажной фотографии стабилизатор как правило, бесполезен, приводит к удорожании объектива и увеличению его веса. Вдобавок на этом объективе переключатель стабилизатора расположен под пальцами левой руки, тогда как переключатель автофокуса расположен выше и к нему надо тянуться. Я при съемке очень часто использую блокировку автофокуса и поначалу часто ошибался, вместе автофокуса выключал или включал стабилизатор. Таким образом выявил одну очень неприятную особенность стабилизатора - конечно, я знаю, что при съемке со штатива стабилизатор надо отключать, но на объективах Canon я редко сталкивался с испорченными кадрами из-за этого. Стабилизатор на Tamron продолжает активно работать, если камера закреплена на штативе, в итоге получаются очень нерезкие кадры.

    Линейка объективов и конкуренты

    В линейке профессиональных объективов серии SP Tamron есть только один широкоугольный объектив с фокусными расстояниями менее 24 мм это
    Tamron SP 15-30mm F/2.8 Di VC USD. Следующий объектив в линейке это Tamron SP 24-70mm F/2.8 DI VC USD, если добавить сюда Tamron SP AF 70-200mm f/2.8 Di VC USD, то видим, что Tamron производит линейку линз, закрывающих почти весь диапазон необходимых фокусных расстояний. Можно добавить в комплект еще Tamron SP 150-600mm F/5-6.3 VC USD и закрыть весь диапазон.

    Что же предлагает Nikon/Nikkor для FX камер? У Nikon выбор шире, это такие модели, как:
    Nikkor AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR - хороший вариант, если не снимать звезды, по цене примерно равен Tamron 15-30/2.8, почти в 2 раза легче Tamrom
    Nikkor AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED - отличный сверхширик, стоит в 1.5 раза дороже, чуть легче Tamron
    Nikkor AF-S Zoom-Nikkor 17-35mm f/2.8D IF-ED - по цене чуть дешевле, чем 14-24, можно надевать стандартные фильтры 77мм. Легче, чем Tamron.

    Если сравнивать по цене, то конкурентом может выступать только Nikkor AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR. В плюсе 77мм для фильтров и вес, в минусе диафрагма 4.

    Tamron SP 15-30mm F/2.8 Di VC USD, плюсы

    Первый, и самый важный плюс, это конечно, качество изображения. Объектив имеет отличную резкость по всему полю кадра, включая углы, и эта резкость сохраняется на всех диафрагмах. Резкость в углах это отличный параметр для проверки качества широкоугольника. Дело в том, что разработчикам линз приходится строить сложные оптические схемы для компенсации искажений, получения хорошей геометрии кадра и это очень часто плохо отражается на качестве изображения в углах кадра. Tamron здесь порадовал.

    При тестировании я использовал 3 объектива для сравнения:
    - Nikkor 24-70/2.8
    - Canon 16-35 II/2.8 на Canon 5D Mark II
    - Tamron 15-30/2.8

    После качества изображения второй параметр, а для многих он является первым - это цена. Стоит Tamron SP 15-30mm F/2.8 Di VC USD в 1.5 меньше, чем его конкурент Nikkor 14-24/2.8. На 25.10.2015 Tamron стоит порядка 55000, тогда как Nikkor 14-24/2.8 имеет ценник от 90000 руб. Разница существенная. А вот сравнение Nikkor 14-24/2.8 и Tamron 15-30/2.8 на dpreview в статье с говорящим названием Prepare to be impressed http://www.dpreview.com/articles/4651324149/tamron-15-30-f2-8-vs-nikon-14-24-f2-8-shootout

    Съемка звездного неба требует диафрагмы 2.8, ручной фокусировки на бесконечность и хорошей резкости на открытой диафрагмы. Tamron все это позволяет - максимальная диафрагма 2.8, на объективе есть шкала расстояний, если отключить автофокус и выставить вручную фокусировку на бесконечность (на центр перевернутой восьмерки), то звездное небо и отдаленные предметы будут в фокусе, а за счет большой глубины резкости широкоугольника на 15мм и передний план не сильно вылетает из ГРИП.

  5. ФР 15мм, f2.8, ISO1600, 15 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810. Конечно, можно было прикрыть диафрагму до 4, а то и до 5.6, но хотелось проверить именно диафрагму 2.8.
    Скачать RAW





  6. При съемке архитектуры, если располагать вертикальные объекты по центру кадра, то перспективные искажения получаются небольшими.

  7. ФР 15мм, f11, ISO64, 30 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
    За счет 15мм скрадывается масштаб Успенского собора, так как акцент делается на передний план.

    Отдельно замечу такой нечасто встречающийся в тестах показатель, как форма лучей при ночной съемке вокруг ярких источников света. есть объективы, которые дают отвратительной формы лучики, Tamron же похвалить за красивые, тонкие лучи.





  8. ФР 30мм, f11, ISO64, 6 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810




  9. Объектив хорошо отрабатывает контровый свет, был всего один заяц в кадре, который я легко удалил в Photoshop.
    ФР 23мм, f11, ISO64, 6 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810




  10. ФР 15мм, f11, ISO64, 3 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
    Манежная площадь. При центральном расположении искажения невелики, но картинка все равно сильно искажена (по башне видно), это нормальное поведение всех сверхширокоугольников. Но видно, что вертикальные линии такими и остаются, нет бочки по краям.




  11. ФР 15мм, f11, ISO64, 3 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
    Опять можно посмотреть на углы - никакого мыла.
    Скачать RAW





  12. панорама из 3 горизонтальных кадров, ФР 15мм, f11, ISO64, 2 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
    Панорама позволила получить кадр с менее выраженными перспективными искажениями. Панорама легко сшилась в единую картинку.




  13. И для сравнения: ФР 16мм, f11, ISO100, 2 сек, Canon 16-35 II/2.8, Canon 5D Mark II
    Tamron и тут не уступает.




  14. ФР 24мм, f11, ISO200, 1/4 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810. На этом и следующем кадре можно заметить интересный эффект - отличия цветопередачи между Tamron и Nikkor. Разница между кадрами 2 мин. При полностью одинаковых настройках Nikkor 24-70 выдал более теплые цвета.

    Посмотреть hi-res jpg





  15. ФР 24мм, f11, ISO200, 1/4 сек, Nikkor 24-70/2.8, Nikon d810. На этом и следующем кадре можно заметить интересный эффект - отличия цветопередачи между Tamron и Nikkor. Разница между кадрами 2 мин. При полностью одинаковых настройках Nikkor 24-70 выдал более теплые цвета.

    Посмотреть hi-res jpg

    Nikkor 24-70/2.8 на этом кадре дает небольшие, легко убираемые на автомате хроматические аберрации, тогда как Tamron их не имеет.


    \


  16. ФР 21мм, f11, ISO64, 1/6 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810




  17. Изображение подготовлено из 5 кадров, снятых с брекетингом по экспозиции в 1 стоп и объединенных методом яркостных масок в Adobe Phoshop. ФР 24мм, f11, ISO64, выдержка от 1/15 до 1 сек с разницей в 1 стоп, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810

    Еще одним важным качеством любого объектива является съемка в контровом и боковом свете. Испытать объектив в контровом свете солнца мне не удалось, но боковой свет он держит хорошо, зайцы не появляются, внутренних переотражений тоже нет.





  18. ФР 19мм, f11, ISO64, 1/15 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810




  19. ФР 28мм, f11, ISO64, 1/20 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810




  20. Изображение подготовлено из 5 кадров, снятых с брекетингом по экспозиции в 1 стоп и объединенных методом яркостных масок в Adobe Phoshop. ФР 22мм, f11, ISO64, выдержка от 1/8 до 2 сек с разницей в 1 стоп, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810





  21. ФР 24мм, f11, ISO64, 2 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810




  22. ФР 15мм, f16, ISO64, 3 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
    Обратите внимание на резкость в правом нижнем углу, никакого мыла. Небольшая мягкость из-за того, что немного не попал в ГРИП.
    Посмотреть hi-res jpg





  23. ФР 19мм, f11, ISO64, 0,7 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
    Обратите внимание на фонарь в левой части кадра, он прижат к краю, но при этом сохраняет свою вертикальность




  24. На этом кадре хорошо видно качество картинки в правом нижнем углу.
    ФР 15мм, f16, ISO64, 1,5 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
    Посмотреть hi-res jpg

    Скачать RAW





  25. Следующая серия снимков показывает резкость объектива Tamron SP 15-30mm F/2.8 Di VC USD на 24мм, на разных диафрагмах от 2.8 до 22.
    Точка фокуса была на конце длинного куста в левой части кадра

  26. ФР 24мм, f2.8, ISO64, 1/20 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
    Посмотреть hi-res jpg



  27. ФР 24мм, f4, ISO64, 1/10 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
    Посмотреть hi-res jpg



  28. ФР 24мм, f5.6, ISO64, 1/6 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
    Посмотреть hi-res jpg



  29. ФР 24мм, f8, ISO64, 1/3 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
    Посмотреть hi-res jpg



  30. ФР 24мм, f11, ISO64, 0,7 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
    Посмотреть hi-res jpg



  31. ФР 24мм, f16, ISO64, 1,5 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
    Посмотреть hi-res jpg



  32. ФР 24мм, f22, ISO64, 3 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
    Посмотреть hi-res jpg




      Вывод: Tamron SP 15-30mm F/2.8 Di VC USD отличный объектив, рассчитанный в первую очередь на съемку людей. Со съемкой пейзажей и городской архитектуры Tamron тоже отлично справляется, но хотелось бы пожелать выпустить эту же модель без стабилизатора изображения, скорее всего, это позволило бы и вес уменьшить. Было бы неплохо рассмотреть вариант создания объектива 14-30мм/2.8. Если использование фильтров и вес не играют значения, и нужна диафрагма 2.8, то данный объектив можно смело рекомендовать к покупке.

      P.S.
      - прикрепил несколько raw-файлов
      - как говорят некоторые товарищи, стабилизатор на широкоугольниках это обязательная вещь, поэтому смягчу свое мнение относительно стаба - пусть каждый сам для себя решает, нужен он или нет. Лишним в любом случае не будет.

тест, tamron, test

Previous post Next post
Up