Недавно произвел смену системы - перешел со старенького Canon 5D Mark II на Nikon d810. В качестве штатного объектива выбрал Nikkor 24-70/2.8. И неспешно стал подыскивать сверхширокоугольный объектив, что-то типа 16-35/2.8 на Canon и телевик 70-200. По выбору телеобъектива еще напишу отчет, а пока что расскажу о выборе широкоугольника на Nikon.
И как всегда в таких случаях - встает проблема выбора. Купить объектив от Nikon или сэкономить и взять Tamron?
Благодаря любезности российского представительства компании Tamron удалось взять на 2 недели на пробу их широкоугольник 15-30/2.8 из серии профессиональных объективов Super Perfomance (SP). Не буду вводить интригу, сразу скажу, что объектив понравился. Интересно было бы провести сравнительные тесты с линейкой Nikon, но и по сравнению с Canon 16-35 II/2.8, Nikkor 24-70 на 24 мм Tamron SP 15-30mm F/2.8 Di VC USD показывает результаты как минимум не хуже.
Использование сверхширокоугольника в пейзаже и архитектурной съемке
Расскажу вначале о своих критериях выбора широкоугольника. Я занимаюсь съемкой пейзажей и городской архитектуры. По статистике моего каталога фотографий за 6 лет около 20% кадров сняты на широкоугольник на фокусные расстояния менее 24мм.
В пейзаже широкоугольник я использую для следующих целей:
- чтобы подчеркнуть передний план, например, с цветами или травой
- в узких, ограниченных по пространству местах, например, под деревьями или в пещерах
- при съемке звездного неба, чтобы захватить побольше неба в кадр
Отдельно выделю съемку панорам на коротком конце (15-20мм) в вертикальной ориентации камеры, такой подход позволяет захватить в кадр и передний план почти под ногами и высокие горы на заднем плане. В горизонтальной ориентации камеры такие сюжеты обычно не помещаются в кадр.
- панорама из 3-х вертикальных кадров, ФР 15мм, f11, ISO64, 1/20 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
При съемке городской архитектуры я использую широкоугольник в основном для съемки панорам в вертикальной ориентации камеры. Такой способ съемки позволяет получить фотографии высоких зданий без сильных перспективных искажений и при этом включить в кадр передний план. Архитектуру (высокие здания) в горизонтальной ориентации камеры на широком угле я практически не снимаю, так как возникают сильные искажения при малейшем сдвиге высокого объекта от центрального положения в кадре.
- панорама из 4-х вертикальных кадров, ФР 30мм, f11, ISO64, 0,7 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
Если с применением и фокусными расстояниями все понятно, то зачем нужен светосильный широкоугольник в пейзаже и в архитектуре? А ведь известно, что светосила 2.8 добавляет к цене объектива приличную сумму, при этом не сильно меняя резкость на других диафрагмах. С рук пейзажи при недостатке света снимаются только в крайних случаях. Ответ прост - светосильный широкоугольник позволяет снимать пейзажи в полной темноте на диафрагме 2.8. А что можно снимать в полной темноте - да конечно, звездное небо, причем так, как звезды видит человек, т.е. в виде точек, а не треков на длинной выдержке. В безлунные ночи только открытая диафрагма на 2.8 и экстремальное ISO 3200-6400 позволяет передать всю красоту ночного неба и при этом получить детали на переднем плане.
С областью применения разобрались, теперь можно сформировать набор критериев, по которым можно подобрать хороший широкоугольник для этих задач.
Критерии выбора сверхширокоугольника
- Фокусное расстояние - от 14-16мм до 24-35 мм, таким образом, перекрывая нижний диапазон фокусных расстояний, необходимых для пейзажного фотографа, а далее уже включается 24-70.
- Диафрагма 2.8 для съемки звездного неба
- Возможность фокусировки вручную на бесконечность, наличии шкалы расстояний с риской бесконечности
- Отличная резкость по всему полю кадра, включая углы кадра
- Способность разрешать многопиксельные матрицы современных камер (Nikon d810 и пр)
- Как можно лучше скомпенсированные геометрические искажения (вертикальные линии должны оставаться вертикальными, отсутствие сильных переспективных искажений и явных следов их коменсации)
- правильная, красивая цветопередача (в пейзаже красивый цвет лучше, чем правильный)
- хроматические аберрации
Кроме этого, требует внимания такие параметры как вес и возможность надевать градиентные, нейтральные и поляризационные фильтры.
Tamron SP 15-30mm F/2.8 Di VC USD, особенности
При осмотре сразу обращает на себя внимание выпуклая передняя линза. По всей видимости, конструктив объектива походит на Nikkor 14-24/2.8. Такая линза сразу ставит крест на использовании стандартных фильтров, рассчитанных на диаметр 77 или 82мм. Требуется специальный холдер и фильтры- пластины 150мм, в отличии от обычно используемых 100мм. Такой холдер и фильтры выпускает Nisi https://fstoppers.com/originals/fstoppers-reviews-nisi-150mm-filter-system-77419.
Фокусные расстояния - 15-30мм, еще один шаг в сторону 14-24. Не стандартный 16-35, а 15-30. Интересно, почему не сделали именно 14-24? Получается, за добавление 1мм фокусного расстояния на коротком конце приходится расплачиваться невозможностью поставить стандартные фильтры. 2мм, т.е. 14мм вместо 15 было было лучшей компенсацией за это.
Вес - 1100 гр, при том, что Nikkor 14-24 весит чуть более 900 гр. Вес это существенный параметр, если ходишь в многодневные горные походы.
Ну и сразу же заметил, что объектив имеет стабилизатор. Этот факт сразу показывает целевую аудиторию, в расчете на которую создавался объектив - свадебные фотографы, фотография невесты на лестнице с подолом платья по диагонали кадра. Для пейзажной фотографии стабилизатор как правило, бесполезен, приводит к удорожании объектива и увеличению его веса. Вдобавок на этом объективе переключатель стабилизатора расположен под пальцами левой руки, тогда как переключатель автофокуса расположен выше и к нему надо тянуться. Я при съемке очень часто использую блокировку автофокуса и поначалу часто ошибался, вместе автофокуса выключал или включал стабилизатор. Таким образом выявил одну очень неприятную особенность стабилизатора - конечно, я знаю, что при съемке со штатива стабилизатор надо отключать, но на объективах Canon я редко сталкивался с испорченными кадрами из-за этого. Стабилизатор на Tamron продолжает активно работать, если камера закреплена на штативе, в итоге получаются очень нерезкие кадры.
Линейка объективов и конкуренты
В линейке профессиональных объективов серии SP Tamron есть только один широкоугольный объектив с фокусными расстояниями менее 24 мм это
Tamron SP 15-30mm F/2.8 Di VC USD. Следующий объектив в линейке это Tamron SP 24-70mm F/2.8 DI VC USD, если добавить сюда Tamron SP AF 70-200mm f/2.8 Di VC USD, то видим, что Tamron производит линейку линз, закрывающих почти весь диапазон необходимых фокусных расстояний. Можно добавить в комплект еще Tamron SP 150-600mm F/5-6.3 VC USD и закрыть весь диапазон.
Что же предлагает Nikon/Nikkor для FX камер? У Nikon выбор шире, это такие модели, как:
Nikkor AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR - хороший вариант, если не снимать звезды, по цене примерно равен Tamron 15-30/2.8, почти в 2 раза легче Tamrom
Nikkor AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED - отличный сверхширик, стоит в 1.5 раза дороже, чуть легче Tamron
Nikkor AF-S Zoom-Nikkor 17-35mm f/2.8D IF-ED - по цене чуть дешевле, чем 14-24, можно надевать стандартные фильтры 77мм. Легче, чем Tamron.
Если сравнивать по цене, то конкурентом может выступать только Nikkor AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR. В плюсе 77мм для фильтров и вес, в минусе диафрагма 4.
Tamron SP 15-30mm F/2.8 Di VC USD, плюсы
Первый, и самый важный плюс, это конечно, качество изображения. Объектив имеет отличную резкость по всему полю кадра, включая углы, и эта резкость сохраняется на всех диафрагмах. Резкость в углах это отличный параметр для проверки качества широкоугольника. Дело в том, что разработчикам линз приходится строить сложные оптические схемы для компенсации искажений, получения хорошей геометрии кадра и это очень часто плохо отражается на качестве изображения в углах кадра. Tamron здесь порадовал.
При тестировании я использовал 3 объектива для сравнения:
- Nikkor 24-70/2.8
- Canon 16-35 II/2.8 на Canon 5D Mark II
- Tamron 15-30/2.8
После качества изображения второй параметр, а для многих он является первым - это цена. Стоит Tamron SP 15-30mm F/2.8 Di VC USD в 1.5 меньше, чем его конкурент Nikkor 14-24/2.8. На 25.10.2015 Tamron стоит порядка 55000, тогда как Nikkor 14-24/2.8 имеет ценник от 90000 руб. Разница существенная. А вот сравнение Nikkor 14-24/2.8 и Tamron 15-30/2.8 на dpreview в статье с говорящим названием Prepare to be impressed http://www.dpreview.com/articles/4651324149/tamron-15-30-f2-8-vs-nikon-14-24-f2-8-shootout
Съемка звездного неба требует диафрагмы 2.8, ручной фокусировки на бесконечность и хорошей резкости на открытой диафрагмы. Tamron все это позволяет - максимальная диафрагма 2.8, на объективе есть шкала расстояний, если отключить автофокус и выставить вручную фокусировку на бесконечность (на центр перевернутой восьмерки), то звездное небо и отдаленные предметы будут в фокусе, а за счет большой глубины резкости широкоугольника на 15мм и передний план не сильно вылетает из ГРИП.
- ФР 15мм, f2.8, ISO1600, 15 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810. Конечно, можно было прикрыть диафрагму до 4, а то и до 5.6, но хотелось проверить именно диафрагму 2.8.
Скачать RAW
При съемке архитектуры, если располагать вертикальные объекты по центру кадра, то перспективные искажения получаются небольшими.
- ФР 15мм, f11, ISO64, 30 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
За счет 15мм скрадывается масштаб Успенского собора, так как акцент делается на передний план.
Отдельно замечу такой нечасто встречающийся в тестах показатель, как форма лучей при ночной съемке вокруг ярких источников света. есть объективы, которые дают отвратительной формы лучики, Tamron же похвалить за красивые, тонкие лучи.
- ФР 30мм, f11, ISO64, 6 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
- Объектив хорошо отрабатывает контровый свет, был всего один заяц в кадре, который я легко удалил в Photoshop.
ФР 23мм, f11, ISO64, 6 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
- ФР 15мм, f11, ISO64, 3 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
Манежная площадь. При центральном расположении искажения невелики, но картинка все равно сильно искажена (по башне видно), это нормальное поведение всех сверхширокоугольников. Но видно, что вертикальные линии такими и остаются, нет бочки по краям.
- ФР 15мм, f11, ISO64, 3 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
Опять можно посмотреть на углы - никакого мыла.
Скачать RAW
- панорама из 3 горизонтальных кадров, ФР 15мм, f11, ISO64, 2 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
Панорама позволила получить кадр с менее выраженными перспективными искажениями. Панорама легко сшилась в единую картинку.
- И для сравнения: ФР 16мм, f11, ISO100, 2 сек, Canon 16-35 II/2.8, Canon 5D Mark II
Tamron и тут не уступает.
- ФР 24мм, f11, ISO200, 1/4 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810. На этом и следующем кадре можно заметить интересный эффект - отличия цветопередачи между Tamron и Nikkor. Разница между кадрами 2 мин. При полностью одинаковых настройках Nikkor 24-70 выдал более теплые цвета.
Посмотреть hi-res jpg
- ФР 24мм, f11, ISO200, 1/4 сек, Nikkor 24-70/2.8, Nikon d810. На этом и следующем кадре можно заметить интересный эффект - отличия цветопередачи между Tamron и Nikkor. Разница между кадрами 2 мин. При полностью одинаковых настройках Nikkor 24-70 выдал более теплые цвета.
Посмотреть hi-res jpg
Nikkor 24-70/2.8 на этом кадре дает небольшие, легко убираемые на автомате хроматические аберрации, тогда как Tamron их не имеет.
\
- ФР 21мм, f11, ISO64, 1/6 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
- Изображение подготовлено из 5 кадров, снятых с брекетингом по экспозиции в 1 стоп и объединенных методом яркостных масок в Adobe Phoshop. ФР 24мм, f11, ISO64, выдержка от 1/15 до 1 сек с разницей в 1 стоп, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
Еще одним важным качеством любого объектива является съемка в контровом и боковом свете. Испытать объектив в контровом свете солнца мне не удалось, но боковой свет он держит хорошо, зайцы не появляются, внутренних переотражений тоже нет.
- ФР 19мм, f11, ISO64, 1/15 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
- ФР 28мм, f11, ISO64, 1/20 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
- Изображение подготовлено из 5 кадров, снятых с брекетингом по экспозиции в 1 стоп и объединенных методом яркостных масок в Adobe Phoshop. ФР 22мм, f11, ISO64, выдержка от 1/8 до 2 сек с разницей в 1 стоп, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
- ФР 24мм, f11, ISO64, 2 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
- ФР 15мм, f16, ISO64, 3 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
Обратите внимание на резкость в правом нижнем углу, никакого мыла. Небольшая мягкость из-за того, что немного не попал в ГРИП.
Посмотреть hi-res jpg
- ФР 19мм, f11, ISO64, 0,7 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
Обратите внимание на фонарь в левой части кадра, он прижат к краю, но при этом сохраняет свою вертикальность
- На этом кадре хорошо видно качество картинки в правом нижнем углу.
ФР 15мм, f16, ISO64, 1,5 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
Посмотреть hi-res jpg
Скачать RAW
Следующая серия снимков показывает резкость объектива Tamron SP 15-30mm F/2.8 Di VC USD на 24мм, на разных диафрагмах от 2.8 до 22.
Точка фокуса была на конце длинного куста в левой части кадра
- ФР 24мм, f2.8, ISO64, 1/20 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
Посмотреть hi-res jpg
- ФР 24мм, f4, ISO64, 1/10 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
Посмотреть hi-res jpg
- ФР 24мм, f5.6, ISO64, 1/6 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
Посмотреть hi-res jpg
- ФР 24мм, f8, ISO64, 1/3 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
Посмотреть hi-res jpg
- ФР 24мм, f11, ISO64, 0,7 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
Посмотреть hi-res jpg
- ФР 24мм, f16, ISO64, 1,5 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
Посмотреть hi-res jpg
- ФР 24мм, f22, ISO64, 3 сек, Tamron 15-30/2.8, Nikon d810
Посмотреть hi-res jpg
Вывод: Tamron SP 15-30mm F/2.8 Di VC USD отличный объектив, рассчитанный в первую очередь на съемку людей. Со съемкой пейзажей и городской архитектуры Tamron тоже отлично справляется, но хотелось бы пожелать выпустить эту же модель без стабилизатора изображения, скорее всего, это позволило бы и вес уменьшить. Было бы неплохо рассмотреть вариант создания объектива 14-30мм/2.8. Если использование фильтров и вес не играют значения, и нужна диафрагма 2.8, то данный объектив можно смело рекомендовать к покупке.
P.S.
- прикрепил несколько raw-файлов
- как говорят некоторые товарищи, стабилизатор на широкоугольниках это обязательная вещь, поэтому смягчу свое мнение относительно стаба - пусть каждый сам для себя решает, нужен он или нет. Лишним в любом случае не будет.