По материалам
тренинговой программы "Больше"
В Древней Греции было такое публичное развлечение: один и тот же оратор произносил подряд две вполне аргументированные и страстные речи, первая из которых была в защиту некоторой позиции, а вторая - против нее.
В этом трюке имелся великий смысл: демонстрировалась сложность ситуации с истиной. Полезные и вредные стороны большинства сущностей - относительные, изменчивые, неопределенные, совместимые одна с другой.
1. Относительность: некоторая сущность может быть вредной для субъекта А и полезной для субъекта В - но с точки зрения наблюдателя P, а с точки зрения наблюдателя Q эта сущность, наоборот, полезна для А и вредна для В.
2. Изменчивость: одна и та же сущность может быть полезной для субъекта А до обеда и вредной после.
3. Неопределенность: сущности Х и Y вредны для субъекта А, но трудно указать, какая из них вреднее, если можно между ними выбирать.
4. Совместимость: одна сторона некоторой сущности может быть полезной для субъекта, а другая сторона - вредной, и трудно определить, какая из этих сторон перевешивает.
Описанный выше подход к понятиям "хорошо" и "плохо" не свойственен простым интеллектам. Им иногда объясняют, что истина - где-то посередине между плюсом и минусом, но такая модель не намного точнее черно-белой. Истина - не посередине. Ее вообще там нет.
Для выражения истины нужны модели более высокого порядка сложности. Выбор определяется тем, какое представление выгоднее в текущий момент поднести кому-то в качестве "правды".
Оправдание можно найти для любой мерзости. И наоборот, можно безошибочно плюнуть в любого святого. Одно и то же явление в одной и той же ситуации можно, ничуть не поступаясь с истиной, представить в различных пропорциях черного и белого:
- превознести;
- щедро похвалить, но не превращать в канон;
- похвалить, но указать недостатки;
- поговорить про достоинства и недостатки, но уклониться
- от суммирующей оценки;
- поругать, но упомянуть и достоинства;
- сильно поругать, но допустить возможность исправления;
- разнести вдребезги абсолютно и категорично.
Самые светлые и выстраданные истины могут при некоторых условиях оказываться не вполне соответствующими действительности или вовсе вредными заблуждениями.
К примеру, тот же либерализм, ставший догмой, может в некоторых ситуациях быть вредным: общество способно дойти до такого состояния разброда, что спасти его от распада сможет только жестокая диктатура. Поэтому принципиальные "народолюбцы" могут быть для общества опаснее бандитов.
И если вы сегодня либерал, завтра за диктатуру, а послезавтра еще за что-нибудь, то это, может быть, не беспринципность, а принципиальность более высокого порядка.
Часто бывает лучше последовательно держаться одного не самого лучшего варианта, чем метаться между разными возможностями.
А. Бурьяк
Хотите "
Больше"?