...остановился на давно разрабатываемой им теме трикстера, проанализировав ее роль и место в андеграунде. В отличие от трагического, романтического или меланхолического «отщепенца», живущего вне социальных норм, важнейшей особенностью трикстера, андеграундного в том числе, является его комизм. В той или иной мере трикстер остается персонажем смеховой культуры, что отчетливо видно на примере таких образцовых андеграундных трикстеров, как Венедикт Ерофеев, Дмитрий Пригов и Андрей Синявский. Во всех этих случаях трикстерство оказывается зарезервированным для художественных феноменов - Венички, Абрама Терца и персонажного автора поэтических текстов у Пригова. По мнению докладчика, таким образом воплощается двойное существование андеграундного художника - как одновременно трансгрессивного и социально адаптивного, иногда даже конформного (в отличие, например, от диссидентов). В докладе Липовецкий остановился на случае поэта Сергея Чудакова, у которого такое двойное бытие было инверсированным: (само)деструктивная трансгрессивная поведенческая модель была подчинена трикстерскому нарративу, а творчество, наоборот, можно считать более или менее традиционным.
из обзора:
Илья Кукуй. Международная конференция «Слепые пятна антиканона: (пере)осмысление советского андеграунда» (Колумбийский университет, Институт Харримана, Нью-Йорк, 13-15 февраля 2023 года)
https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/183_nlo_5_2023/