МОСКВА, 29 окт - РИА Новости. Мэр Москвы Сергей Собянин в первую неделю своей работы на посту мэра Москвы занялся, как и обещал, решением одной из самых острых проблем столицы - транспортной. Он проехал по самым проблемным местам городских дорог, осмотрев некоторые из них с многоэтажного здания, и посвятил транспорту несколько совещаний.
По инициативе Собянина для снижения нагрузки на дорожную сеть в утренний час пик могут начать работать на час раньше, с 8.00, и госучреждения. Кроме того, новый градоначальник, в том чисе и для решения транспортной проблемы, произвел кадровые перестановки в аппарате правительства, оставив при этом его состав прежним на две трети. Москвичи же, в свою очередь, в ходе акции "Записки мэру" уже направили на имя Собянина более 1,7 тысячи предложений по решению транспортного вопроса.
Пробки как тест
Неслучайно Собянин, вступив в должность мэра Москвы неделю назад, 21 октября, первым делом провел совещание по развитию транспортной системы столицы с представителями Минтранса и Московской области, и заявил, что пора принимать "экстраординарные меры". Ведь Москве грозит рост числа автомобилей до 500 штук на тысячу человек - и это при том, что дорожная сеть столицы рассчитана на потребности 80-х годов прошлого века.
Неудивительно, что транспортная проблема Москвы обсуждалась на самом высоком уровне - на совещании у президента РФ Дмитрия Медведева с участием московских и федеральных властей, а также правоохранительных органов. Как отметил Медведев, "это сложная задача", поэтому требует комплексного решения и объединения сил. По его мнению, "способность решить эту проблему - это не только задача Сергея Собянина, который является мэром, а всей страны".
Президент заявил, что нормализация дорожного движения в Москве станет "тестом на дееспособность" всей власти, поскольку столица - это "модельная ситуация". При этом Медведев признал, что "эта задача не решается в одно движение, но она в целом решается".
В итоге глава государства поручил правительству России, мэру Москвы и губернатору Подмосковья в координации с министерствами и ведомствами подготовить окончательный вариант комплексного решения этой проблемы. Медведев, пообещав держать решение этой задачи под личным контролем, посоветовал концентрироваться на малом, то есть на конкретных вопросах, которые в отдельности не приведут к радикальным изменениям, зато могут улучшить ситуацию.
Паркинги вместо стоянок на обочине
В числе таких конкретных решений транспортного коллапса в Москве Собянин предложил ликвидировать парковку автомобилей вдоль дорог, которые "запруживают" улицы, особенно в центре, и "съедают" по две полосы, а вместо этого строить новые паркинги, открыть дополнительные полосы для общественного транспорта, а также наладить систему работы светофоров и "устранить узкие места" - снести затрудняющие движение самострои вдоль дорог.
По данным Собянина, только при первом приближении вдоль московских магистралей насчитали 600 незаконных ларьков и 1,5 тысячи узких мест. Все эти меры мэр намерен принимать в первоочередном порядке.
"Устранение этих узких мест, создание дорожных развязок, съездов, радиусов закругления, снос временных строений - все это вместе даст программу первоначальных мер, финансирование которых будет обеспечено в ближайшее время", - сказал Собянин в четверг на совещании у президента по проблемам дорожного движения в столице.
Также Собянин считает "серьезным резервом" крайние полосы дорог, обычно занятые припаркованными машинами. "Здесь нужно наводить серьезный системный порядок, но не только административными мерами, но и строительством новых площадей для размещения автомашин", - сказал мэр.
Помимо этого мэр считает необходимым создать интеллектуальную систему управления автомобильным движением с привлечением международного опыта. По его словам, на это потребуется время, но уже сейчас необходимо приводить в порядок управление светофорами (сегодня из двух тысяч светофоров в столице централизованно управляются только 300), а также "безотлагательно" строить подземные или надземные пешеходные переходы.
Глава Минтранса Игорь Левитин, со своей стороны, предложил освободить от светофоров и наземных пешеходных переходов участки автотрасс в радиусе 20 километров от МКАД. Для борьбы с пробками в Москве Минтранс также планирует увеличить число пассажиров железнодорожного транспорта в московском регионе с 8% до 13%, связать Москву и область скоростными электропоездами, сформировать еще одно пассажирское кольцо вокруг Москвы с использованием существующего железнодорожного кольца, продлить линии метро, а также заменить пассажирские микроавтобусы на автобусы большой вместимости.
Левитин предлагает также сузить ширину полос дорожного движения с 3,75 метра до 3,30 - 3,50 метра, дополнив дороги за счет этого полосой и для общественного транспорта.
"Наша задача - дать зеленый свет и беспрепятственное движение общественному транспорту. Это позволит пересадить часть людей на общественный транспорт", - уверен Левитин.
Столичный градоначальник также поддержал идею разгрузки МКАД от грузового транспорта, отметив, что сегодня около трети автомобилей на кольцевой автодороге - это грузовики.
Взгляд с 15 этажа
Кроме того, в четверг Собянин с крыши 15-этажного здания посмотрел на площадь Белорусского вокзала с ее запутанными развязками. В этом же здании прошло совещание, на котором мэр дал указание чиновникам проконтролировать все стройки, влияющие на транспортную ситуацию в городе.
"Надо сконцентрировать финансирование для того, чтобы все стройки построены были либо в установленные сроки, а еще лучше, с ускорением", - подчеркнул Собянин.
По его словам, необходимо обеспечить программу на 200 тысяч парковочных мест, которые не мешали бы дорожному движению. Собянин предложил также внести изменения в законодательство по парковкам для решения транспортных проблем в столице.
Он также считает необходимым "выводить из города оставшиеся таможенные терминалы, грузовые терминалы железной дороги, логистические терминалы". Также мэр предложил городским чиновникам изменить график работы, чтобы сократить загруженность дорог в утренний час пик.
Кроме того, руководство Москвы, Московской области и Минтранс РФ создают координационный совет по развитию столичного транспортного узла во главе с министром транспорта РФ Игорем Левитиным и с участием первых заместителей глав Москвы и Подмосковья. Также столица и область договорились создать единый диспетчерский центр управления движением транспортного узла города и области.
Для снижения нагрузки на дорожную сеть в утренний час пик по инициативе Собянина на час раньше, с 8.00, могут начать работать и госучреждения - некоммерческие организации, созданные государственными органами для выполнения различных функций некоммерческого характера. В частности, госчреждениями являются организации культуры и образования, здравоохранения и спорта, органы социальной защиты, правоохранительные органы и многие другие.
Впрочем, как сообщили в пресс-службе мэра, конкретные сроки перехода на новый график работы пока не определены.
Разбор идей Собянина о ликвидации пробок будет во второй части.