Гусь-Хрустальный trip

Sep 23, 2018 13:01

Из Владимира до Гуся ходит самый настоящий поезд. Три-четыре вагона, полтора часа в пути, но поезд. В каждом вагоне проводница в форме. Зачем, не понятно. На вопрос, с местом ли билет, раз все так серьезно, проводница начинает дико извиняться, мол, нет, без места, господин-товарищ-барин. Чувствуется совершенно ненужная РЖДшная дрессура. Но люди в провинции держатся за свою работу и готовы терпеть любые прихоти пассажиров.

Поскольку направление на Гусь и далее до станции Тумская - железнодорожный тупик, вагоны используются попроще. До Москвы такие давно уже ходят. Некогда советский шик: добротный дермантин широких под русские телеса кресел, серая казенная краска с изнанки, кнопка для откидывания спинки, которая, конечно, давно не работает. Все серьезно, прочно и основательно. Вагон полупустой, народу мало. В основном немногочисленные дачники и грибники.



Поезд плетется еле-еле. За окном вполне себе сельский пейзаж.



Ближе к Гусю понимаешь, что приближаешься к городу выскоких технологий:). На богом забытом полустанке, где нет не только здания станции, но и даже платформы, одинокий фонарь запитывается от солнечной батареи. Знай наших!



Наконец, Гусь.





Дорога от вокзала в центр города совершенно пустынна. Местные садятся на автобус, я как всегда иду пешком.

В Гусе это выглядит нормально - дорога занимает минут двадцать. В Варшаве, в центр которой я однажды притопал из аэропорта вне города, это заняло часа четыре. А было еще многочасовое пешее путешествие под палящим солнцем из города-спутника Бухары Кагана, где ж/д вокзал, в саму Бухару...

То, что Гусь-Хрустальный - город красного кирпича понимаешь не сразу. Сначала обращает на себя внимание одиноко стоящее пряничное здание местной воскресной школы.



Следом очаровательный особнячок с настоящей черепичной крышей. Редкость в центральной России.



Ближе к центру плотность краснокирпичных построек резко увеличивается. В одной из них расположилась местная администрация. Здесь же местный совет депутатов. Разделение властей не приживается на Руси. Над администрацией гордо развевается флаг с гордой птицей на нем.



Под ногами тоже гусь.



Само здание администрации - бывшая богадельня. Построено архитектором с французской фамилией Бенуа.



Герман Греф, кстати, собирается делать бизнес на богадельнях. Чувствует, падла, чем закончится пенсионная реформа.

Из хорошего: у входа в гусевскую администрацию висит ящик для обращений граждан. Каждый может бросить туда челобитную. Демократично. К торцу здания и вовсе пристроен общественный сортир. Чувствуется, что местная власть старается быть ближе к народу.

Напротив администрации еще одно творение архитектора-француза - Георгиевский собор. «Построен по заказу мецената г. Гусь-Хрустальный Юрия Степановича Нечаева-Мальцова», сообщает мемориальная табличка. К фамилии Мальцовых мы еще вернемся.

Вот так собор выглядел изначально.



А вот так он выглядит сейчас.



Колокольня и купол пропали.

Теперь там Музей хрусталя - главная достопримечательность города. Смотреть экспозицию я не пошел из чувства протеста, неприятия советской еще обывательской страсти к «хрусталю». И вообще не люблю музеи. Ограничился обзором предбанника, где были выставлены на продажу некоторые изделия местных мастеров.

Вот эта яичница чем не искусство?



Остальное, конечно, так себе. Есть и совсем попса.



Помню, в детстве среди дворового пацанья некоторое время была идиотская мода дарить друг другу на дни рождения такие вот стеклянные фигурки. Может быть кто-то из родителей, подсказал, желая иметь дома коллекцию?

Нам сюда.



Здание огромное, но очень запущенное, обшарпанное. Ворота закрыты, признаки жизни, производства отсутствуют. Прохожие рассказали, что работает только один цех. Почему? «В перестройку все растащили».



Салон хрусталя при заводе тю-тю, но где-то в центре есть еще один, посвежее.



Совсем рядом старое, но крепкое явно фабричное здание. Бывшая ткацкая фабрика, на которой выпускали бязь, пояснила проходившая мимо добрая женщина. Фабрика тоже пустует. Лишь немецкий ресторан «Брудершафт» предлагает гусевчанам заграничные еды и напитки.



Фабрика принадлежала основателю хрустального производства Ивану Мальцову - дяде вышеупомянутого мецената. И по словам доброй женщины была построена для того, чтобы жены не скучали дома, в ожидании своих мужей - на производстве хрусталя работали только мужчины. Похоже, этот Мальцов был тот еще жук.

Вообще, в городе царит целый культ этого умного капиталиста. Оно и понятно - именно Мальцов, заложив в свое время стекольное производство, дал городу его нынешнюю славу. Чтобы понять это достаточно взглянуть на старые фото. Все каменные здания были выстроены фабрикантом. Все остальная деревянная хмурь даже не сохранилась.







Мужское училище



А вот так оно выглядит сейчас. Здесь расположен местный департамент образования.



Этот Мальцов был настоящий оригинал. Например, завел в Гусе-Хрустальном футбольную команду, для чего выписал игроков... из Англии. Подобно тому как выписывали в Россию французских гувернанток. Возможно, это были первые российские футбольные легионеры. Правда, с кем они играли - неясно.

Так или иначе, завершив футбольную карьеру футболисты остались в Гусе. Прижились. Их потомки стали профессиональными стекольщиками. Их имена знает весь город. Например, одного и ныне здравствующего мастера зовут Юрий Джимович Клегг. Все это мне поведали распрошенные на улице два источника. Новостники поймут:).

С их же слов, открылась тайна массовой одноэтажной краснокирпичной городской застройки. Первоначально попав на улицу Ленина, я решил, что в дореволюционный период это была какая-то центровая улица, на которой в уютных и явно дорогих для своего времени особнячках жил топ-менеджмент мальцевских заводов, а потом советская партийная номенклатура.



Но потом выяснилось, что подобными стереотипными особнячками о трех окнах по фасаду застроен весь центр. Оказалось, что такие дома Мальцов строил для рабочих своих заводов. Правда, домовладельцами их назвать нельзя - в каждом доме жила не одна семья, а много. Последующим хозяевам эти крепко сбитые домики оказались и вовсе тесны. Почти к каждому сзади пристроен более просторный современный «курятник».





Но в любом случае вековой давности мальцевские дома выглядят посимпатичнее современной малоэтажной гусевской застройки.



Советская власть по-своему продолжила дело Мальцова. Развила хрустальное и стекольное производство, подняв его на небывалую в стране высоту. В городе появился Кварцевый завод, Стекольный завод им. Дзержинского, выпускающий триплексное стекло. И хотя в постсоветское время производство упало, новый оборонный заказ получило именно гусевское предприятие, выдали мне военную тайну прохожие.

Есть в городе и завод «Стекловолокно». Помню, в детстве был со товарищи в пионерлагере от этого предприятия. Несмотря на постоянные стычки с местными, гусевскими, мы солидарно болели за заводскую футбольную команду, скандируя «Стек-лО-волокнО!».

Кстати, именно при Советах рабочий поселок Гусь-Мальцевский был переименован в Гусь-Хрустальный, стал городом, а потом и райцентром.

Но вернемся на улицы Гуся. Местные торговые ряды и сейчас выглядят очень внушительно. Ничуть не хуже какого-нибудь Апраксина двора в Питере.



То же здание сто лет назад.



Сразу за торговыми рядами промзона. Напрочь разрушенный гусевской индастриал.







А вот озеро в центре города великолепное. Женева «отдыхает». На самом деле это водохранилище. Плотина на речке Гусь появилась еще при Мальцове.



По озеру ходит некое плавсредство под романтическим названием.



Билеты в тропический рай гусевчанам продают за углом.



Если идти от вокзала и пройти центр насквозь, то выйдешь в местный спальный район, тонким поясом ограничивающий историческую застройку. Всюду натыканы бесконечные «Пятерочки», «Магниты», «Бристоли» и «Красное & Белое».



Сделав это фото, я зашел внутрь. Все имеющиеся в наличии продавщицы бросали на меня встревоженные взгляды и натянуто улыбались. Стало ясно, что у них видеонаблюдение перед входом и мою любительскую съемку приняли за возможную инспекторскую проверку. Играть в Хлестакова охоты не было, но мои заверения, что я «просто турист», лишь усилили подозрение.

На вопрос, есть ли у них местное пиво «Мальцов», меня, схватив чуть ли не за руку, повели в отдел разливного пива, наперебой предлагая купить «Бархатное», которое ничуть не хуже. Ну, конечно, откуда в федеральной сети пиво местного разлива! Один из покупателей, брутальный мужик с лысым черепом, взялся объяснять как найти пивоварню «Мальцов».

Еще одна попытка убедить, что я не проверяющий, коварно подосланный офисом, а простой покупатель успеха не имела. «Вы не думайте, мы всех так встречаем», - простодушно уверяли меня. Господа начальники из конторы «К&Б», обратите внимание, какие отличные кадры у вас работают. Пользуясь случаем, хлопочу о выплате им премиальных.

Позже, в дебрях промзоны, я нашел таки пивоварню «Мальцов» и приобрел литр темного непастеризованного «элитного» пива за 85 рублей.



Качество выше цены, я вам скажу.

Кстати, Ленин в своем Лондоне предпочитал темный «Гинесс». В Гусе, пусть и на обшарпанном терракотовом постаменте, он по-прежнему на своем месте в самом центре города.



Политика в Гусь-Хрустальном представлена местной КПРФ и губернатором Орловой. Стенды с газетой «Правда» стоят в самом центре. Тут же предвыборные агитматериалы.



Узнаете фигуру в центре? Да-да, это Максим Шевченко, гроза Сванидзе. Максим пытался баллотироваться в местные губернаторы, однако избирком снял его с дистанции. В итоге губернатор Орлова не смогла победить в первом туре и вынуждена соревноваться во втором с собственным спойлером.

Расстроенная недоверием электората, она записала покаянное видеообращение к избирателям, очевидно предполагая, что
повинную голову меч не сечет. Редкий для России жанр.

А вот как выглядит политическая самореклама Орловой в Гусе-Хрустальном.





То есть барышня выдает свои профессиональные поступки, распоряжения за некие личные достижения. Возможно, поэтому ее и прокатил избиратель. Скромнее надо быть.

Второй тур выборов в Гусе-Хрустальном и области как раз сегодня. Посмотрим, что он принесет мадам Орловой.

Отбрасываю тень на местную мостовую.



Прощай Гусь!

Гусь-Хрустальный

Previous post
Up