Вердикт Гааги по ЮКОСу наглядно продемонстрировал, что такое зависимость страны от внешней юрисдикции. И дело даже не в гигантской сумме возмещения - $50 млрд, которая ложится бременем на каждого гражданина страны, а в принципе. Внешняя сила судит Россию, суверенную державу. Это нормально?
Россия должна жить исключительно по своим законам, принятым внутри страны. Хорошим или плохим - второй вопрос, но по своим. Это называется приоритет национального законодательства перед международным. Как в США.
Не так сейчас. Авторы российской Конституции - яблочник Шейнис, и папа Собчак сполна воспользовались предоставленной возможностью и заложили в нее мину замедленного действия. На законодательном, базовом, уровне оформили зависимость России от «международного», бля, сообщества, а по сути, от других суверенных держав, которые им вертят.
Так, пункт 4 статьи 15 (раздел Основы конституционного строя!) гласит:
«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Как это работает на практике мы убедились на примере того же гаагского вердикта. Энергетическая хартия, неисполнение которой нам ставят в вину, была подписана премьером Черномырдиным, но так и никогда и не была ратифицирована российским парламентом, а, значит, по нашим законам не вступила в силу. Но их наши законы не волнуют. Россия виновна, извольте платить, посчитали долговязые голландские судьи.
Ну, и на хрена козе такой баян? Следует переписать этот пункт в соответствии с нашими, российскими, национальными интересами. Кажется, это уже поняли во власти. В Госдуме
готовится закон о Конституционном собрании, которое сможет внести все необходимые поправки. Тот факт, что этим занят единоросс Федоров, нас не должен смущать. Дело серьезное, поручили самому послушному. Пусть работает.
Известно, что многие политики и эксперты боятся трогать Конституцию. Мол, это разрушит политическую стабильность. Возможно, так оно и было, но теперь все изменилось. России де-факто объявлена война и нам придется с этим жить. Ясно, что в новых условиях никто не будет исполнять волю противника, сидящего хоть в Гааге, хоть где. Так следует привести формальную сторону в соответствие с реальностью и прекратить ужимки. Россия - всё, остальное - ничто! - отличный юридический принцип.
Возможен ли какой-то негативный эффект из-за отказа от приоритета международных юрисдикций? Думаю, да. Например, в области прав человека. Видимо, решения ЕСПЧ перестанут быть обязательными к исполнению в РФ. Правозащитники и их клиенты будут недовольны. Однако надо понимать, что это частный случай, частная проблема. Системно, всё должно быть устроено так, чтобы внешние силы не могли бы влиять на судьбу страны. Иметь дубину против ментов в виде ЕСПЧ хорошо, конечно, однако…. Хотите прав? Отстаивайте их внутри страны, боритесь, а не жалуйтесь европейскому дяде.
Это касается и нас, нацболов. Раньше мы не редко прибегали к этому и успешно. Срока, назначенные российскими судами по беспределу, всё равно, конечно, отсижены, но денежные компенсации, выплаченные впоследствии, немного смягчали негативный осадок. Теперь этого не будет. Что ж, будем рассчитывать только на себя.
Так что менять Конституцию всё равно придется. Политическая стабильность в форме внешней зависимости нам, России, не нужна. А кто не с нами, тот против нас. И это не фигура речи.