Нулевая точка сознания

Dec 25, 2019 00:22

Что есть сознание как предмет исследования? Мы сразу сталкивается с проблемой неопределенности самого предмета. Имея сознание, большинство не может дать ему даже первоначального определения. Сознание присутствует как данность, факт человеческого бытия, но когда мы пытаемся очертить предмет исследования, то обнаруживаем его подвижным, изменяющимся и неопределенным. Благо, что не одних нас беспокоил этот вопрос и встав на плечи гигантов прошлого мы можем существенно продвинуться в понимании этого вопроса. Теперь зададим вопрос. Когда мы знаем о том, что в нас существует сознание? Когда мы можем отделить его от того, что сознанием не является, что есть не сознание. Отсутствие сознания - это бессознательная растворенность вовне. Знакомо ли нам это состояние? Конечно да. Бывает, что наш взгляд скользит с одного предмета на другой и в этот момент мы видим только то, что есть перед нашим взором. Предмет есть, но сознания нет. Например, мы проваливаемся при просмотре фильма, или зависаем в интернете, или оказавшись на природе, смотрим как по небу ветер гонит облака, или как накатывает волна и вода ударяет о берег - при этом впадаем в пассивное безмыслие. Сознание покидает нас, и мы таем в безвременьи, как снег на солнце. Все это бессознательное растворение вовне, в котором наше сознание расфокусировано. Конечно, в обморок мы не падаем, но и себя при этом не сознаем, видим происходящее как бы бессознательно. Но вот воспринимающее сознание включило фокус внимания, и мы в направленности этого луча увидели отличное от нас иное, в котором некий предмет выступил как объект познания. Сработала известная философская формула - сознание обнаруживается только в отношении к предмету. В этот момент мы знаем, что этот предмет есть для нас и отличен от нас как иное, даже если этим предметом является само сознание. Сознание появилось вместе с предметом, через отношение с ним и без предмета сознания нет. Также как нельзя сделать хлопок одной ладонью, так и сознание не может увидеть себя без отражения в зеркале иного. Итак сознание обнаружило себя. Что мы о нём можем сказать? Пока только то, что оно тождественно себе. А что это такое? Это то, когда оно говорит о себе - "я есть", сознает свое бытие. Это возможно только тогда, когда сознание само сделало себя предметом познания, рассмотрело себя как иное себе, утвердив через это свое бытие как самосознания. Выходит, что сознание не может появиться пока не сделает себя предметом в самосознании, не разделится в себе на объект и субъект познания. Тогда прежде неопределенное и неуловимое, оно через отношение со своим иным приобретет определенность. Теперь сознание знает свое бытие и для него открылся целый мир существующих вещей; оно удостоверяет их бытие через свое существование. Осознав себя существующим мы сознаем существование мира. О чем это говорит? О том, что сделав всего один шаг во внутреннем познании себя мы тем самым делаем шаг в познании внешнего мира. Оказывается, внутреннее и внешнее в сознании взаимосвязано. Познай самого себя, и ты познаешь мир - формула греческой философии. Итак чувствующая и воспринимаются душа из своей природной жизни пробудилась до сознания себя как "я" и попала из сферы материальных процессов биологического чувства в идеальность мысли. Идеальность сознания в "я", переводит чувствующего душу дальше на человеческий уровень мысленной идеальности. Ведь "я" принадлежит не только мне, а как категория, это всеобщее для всех тех, кто обладает сознанием. Это верно даже для Бога, который говорит о Себе: Я - есть. Теперь, когда я осознанно говорю о себе "я", то мыслю себя имеющим бытие и существующим по образу и подобию Творца. Я мыслю, следовательно, я существую - это ещё одна узнаваемая философская формула. Что представляет собой эта идеальность "я"? Пока что это только абстрактная всеобщность, но обнаруживается, что душа в ее биологической конкретности тела существует для этой абстрактной всеобщности человеческого "я", которое выступает в идеальности как мысль. Эта всеобщность, называющая себя "я", совершенно пуста в своей абстрактности, свободна от всего конкретного кроме тождества с собой в бытии и ведёт себя как субъект суждения. В суждении "я" исключает себя из природной тотальности своих определений души и полагает их как некий объект, как внешний для себя мир, - противопоставляет себя ему в отношении. Это проявляется в том, что сознание говорит: я чувствую радость или печаль, я голоден, или меня греет тепло. Суть в том, что пустая абстракция "я" присваивает внешне себе тело, идеальность обрастает собственностью материального. Абстрактный монстр я-сознания пожирает внешний мир, пытается наполнить свою пустоту конкретностью собственности. Абстрактную бесконечность "я" не устраивает бесконечность мира в его внешней конечности, которую "я" пытается присвоить, но не может этого сделать, внешний мир бесконечен в своем конечном бытии. Но все это будет после, а сейчас сознание рефлектирует само в себя, обретая в себе абстрактную, пустую свободу бытия своего начала. Это и есть начальная, нулевая точка сознания в абстракции себя, где "я-есть", находится у себя, тождественно себе, и обретает бесконечность и свободу в себе, как абстрактную пустоту всеобщего начала в идеальности безвременья. Для того, чтобы пойти дальше, надо вернуться к чувствующей душе в ее природном проявлении. Обладает ли эта душа субъективностью? Да обладает, однако действительность "я" требует бо́льшего, чем только непосредственная природная субъективность. "Я" существует только тогда, когда стало предметом отношения для себя, определило себя в своей абстрактно-всеобщей единичности как мысленная идеальность. Отличив себя от самого себя, сознание в "я" приобрело достоверность своего бытия. Это отношение всеобщего ко всеобщему в самосознании "я" существует только в нем и нигде в природе не встречается, потому что в природе всеобщее проявляется через уничтожение единичного, в его смерти, а в я-сознании всеобщее получило для-себя-бытие и свободу в идеальности мысли. Самость "я" в самом себе положило бытие и теперь самосозерцает себя в своем другом. Это общая начальная точка с Богом. С этой точки Бог во Христе начинает Свой путь к Себе, как сознание.

я, Сознание, диалектика

Previous post Next post
Up