Где искать наше "я"

Jan 27, 2015 19:55

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО РАЗОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ

Каждый христианин знает, что все доброе от Бога, а злое от дьявола. При этом оказывается, что человеческое "я" тут совершенно не причем. И действительно "я" не может себе присвоить ни добрых дел ни злых. Добрые дела во мне делает Бог, а злые дьявол. Если человек совершил добрый поступок, то он не может сказать, что это он его совершил потому, что добро находится в ведении Бога и он человек, не может возгордиться настолько, чтобы считать Божественное действие своим. С другой стороны и совершение греха, не человеческое действие, а действие духа заблуждения, ведь к сущности зла человек не причастен, а оказывается невольным его исполнителем, иначе ему не было бы спасения. Так и болтается человек от одного берега к другому. Где же человеческая воля? Нет ее. Где свобода? Ведь действия человека ему не принадлежат. Что имеет человек? Выданное на время тело? Сознание где он не хозяин? Судьбу, где без воли Всевышнего волос с головы не упадет? Он есть ничто. "я" человеческое ничем не обладает, даже себя у человека нет. И из этой пустоты ничто "я" таращит глаза в мир, полагая себя имеющим богатство. Это голое "я", не имеющее в собственности даже себя и есть то зерно души с которого начинается жизнь. Как Бог из ничто творит мир, так и предопределил это для человеческого "я". Но "я" не стесняясь Господа присваивает себе выданное тело и начинает через него страдать и получать удовольствие. Присваивает не принадлежащие себе мысли и пытается отхватить от окружающего мира кусок далеко выходящий за приделы уже присвоенного тела. При этом "я" начинает действительно верить в то, что все присвоенное принадлежит только ему - так рождается "эго". Самость эго не знает пределов в потребительском пожирании и власти воздавая славу бесценному "я"-ничто. Но христианская позиция другая. Хотя "я" и есть пустота ничто, но в Боге обладает Истиной, волей и Христовым умом через Него. Это осознание ничтожности человеческого "я", дает осознание величия Его в нас.

***

ПОЯСНЕНИЯ:

Тело в котором мы живем, как мы считаем, принадлежит нашему "я", но тело и производимые им ощущения ещё не есть "я". Мое тело чувствует, но "я" не сводится к телу и к испытываемым телом чувствам.
Можно дальше сказать, что "я" есть мысль, но это тоже не совсем так, из за того, что отдельные мысли, логические схемы и даже целые догматические позиции в культуре слова мы получаем из вне через воспитание, традицию, образование. Например, мы можем наблюдать в себе, как набор родовых смысловых установок, как некое "сверх я", определяет наше моральное поведение и это давление может рассматривается нами как принуждение из вне.
Дальше, если сказать, что"я" есть таинственное подсознание, тоже будет не точно, так как подсознательное "оно" есть противоположное "я", безымянное отражение "я", обратная сторона луны, на которую не попадает солнце нашего сознания и которую можно увидеть только через отраженный свет сна.
Есть ещё вариант, что "я" это сознание, но и здесь оказывается, что "я" ещё в нем не осознанно, и что сознание, есть реакция на постоянно меняющиеся внешние обстоятельства без осознания себя как "я". Такое нахождение в динамически меняющейся ситуации, это полное поглощение внешним, когда просто некогда осознать себя, а надо действовать быстро, рефлекторно-автоматически и интуитивно. И только остановившись, прекратив движение во вне, вырвавшись из потока дел, можно "задним умом" осознать происходящее. С этого начинается работа самосознания.
Такое разотождествление, описанное выше, приводит нас к тому, что внутренняя позиция рождающая "я" есть только в действии самосознания.
Только в самосознании появившееся "я" может осуществить процедуру осознанного присвоения и отождествления себя со всем выше перечисленным: телом, чувствами, мыслями, сказав - Это я. Я чувствую и мыслю.

***

Начало появления "я" заметно с детского возраста. Дети начинают говорить о себе в третьем лице. Здесь "я" ещё безлично, но позиция его в действии самосознания уже сформирована. Взрослые вынуждены осуществлять обратный процесс, связанный с разотождесвлением я-позиции.
Но где же находится эта позиция? Здесь можно сказать, что первоначально она представляется, как точка нуля, ничто, или центр всего, точка объективности, то, что позволяет смотреть на все со стороны. Это, само по себе, абстрактное "я" ничего собой не представляет, но выполняет важную роль разотождествления, где разрушается бессознательная склейка "я" с инородным, потому что к "я", в чистоте, можно отнести только точку которая самопорождает себя как "я", а это есть точка абстрактного самосознания, где "я" получает бытие.

***

Движение самосознания в самопорождении "я", есть процесс становления к цели. В дальнейшем процесс становления "я", есть причастие к
тайне Любви Божественного "Я" через вбирание Его в себя, усвоение, обожение. Цель становления в разотождествлении со всем мирским и плотским и обретении Любящего Разума Господа как Сущности, как нового "Я" во мне. Разотождествление не предполагает уничтожения, или отчуждения, это нахождение места в общей Божественной иерархии своего но другого.

***

Центр самосознания, внутренний центр, центр всего мира, находится в точке самопороджения, в ничто, как точке отсчёта, где "я" получает бытие. Также, как Бог творит мир из ничто, появляется "я". Но так есть в чистоте самой позиции. В жизни пустота нашего "я" отождествлена с инородным, со своим но другим телом, чувствами, мыслями.
Наше "я" постоянно испытывает риск исчезновения. Избегая смерти, уже в детстве, "я" присваивает себе тело и ответственность за его содержание, чтобы иметь возможность совершать поступки и избежать возвращения в ничто. Только в этом облачении тела наше "я" может находиться в феноменальном мире. Только при посредстве тела возможно сознание. Да и сам внутренний ноуменальный мир, как некий мир идей-ангелов не принадлежит ему, "я" на него смотрит через скважину из потустороннего. И когда мы думаем, что мысль принадлежит нам, то это иллюзия отождествления себя с языком и с культурой, присвоение ее, потому что мысль развивается по Божественному Логосу и принадлежит Богу, само же "я" - есть ничто.

***

Конечно отождествив себя с телом наше "я" приобрело страдание и телесное удовольствие и множество связанных с этим проблем.
Неосознанные склейки "я" с мирским, отождествление полагающее своим плотское, рождают "эго".
В мире "эго", любовь горит ненасытным пожирающий огнем пока есть внешний ресурс земной плоти и вообще всего земного, плотского, что "эго" в вожделении предназначает для своего пожирающего потребления. Страждущая плоть, упиваясь чувством, торжествуя победу властной воли, обретает мирскую, временную значимость, дающую чувство жизни, бытийственность мирскому "я". Разрушать, расширять территорию, расширять себя за свои пределы, подчинять своему влиянию, присваивать, есть основной способ освоения мира. Пожирать, испражняться, размножать себя и этим проявлять свою власть над материальным, побеждать испытывая полёт субъективной свободы, утверждая эго, есть замкнутый круг плотской жизни.
Всякая склейка "я" с чем либо, как неосознанное отождествление с телом, чувствами, мыслям и самоопределение в этом, приводит к болезненной одержимости внешним. Здесь важным выражением смысла будет сочетание слов " неосознанное отождествление или склейка и самоопределение в этом". Неосознанное отождествление с инородным содержанием приводит к внешней зависимости самоопределения "я" и служению одержимости вожделения, победе тела над духом, феноменального содержания над ноуменальным.

***

Будучи абстрактно свободным "я" бездейственно, потому что всякий акт действия предполагает отождествление с налично существующим. Для действий в феноменальной мире, "я" должно облечься в тело, слиться, отождествиться с ним. Но тело имеет свою инстинктивную программу и "я" не обладая умением разотождествления, самоопределяя себя в теле, попадает в зависимость от него и часто в борьбе за свою свободу неоправданно его калечит тело, отрицая в нем совершенство Божественного творения.

***

Если "я" само по себе бездейственно и может действовать только через отождествление, то и в Духе "я" обладает волей только через мысль приняв её за свою. Присвоение возлагает ответственность за приобретенную духовную позицию и хоть содержание не принадлежит "я", но "я" рассматривает его своим и значит подлежит суду. Содержание принадлежит Божественному Логосу либо недомыслию дьявола, но поступок совершает "я". Но также можно сказать, что Бог или дьявол совершают этот поступок, потому что через "я" человека, безличное, всеобщее содержание Бога получает Лицо.

***

Бог вне "Я" не обладает сознанием и тем более самосознанием. Вне "Я", это бессознательный космический порядок не знающий Себя. Я - есть Господь! "Я" Господа - это телесная полнота Его Три единой Сущности. Это "Я", также невозможно без тела как Творец без творения, без рожденного Сына. Самопорождающая Божественная Сущность рождает Своё "Я" во Христе и неизвестный для Себя Бог обретает Самосознание. Без "Я" нет Бога, но "Я" невозможно без воплощения и поэтому без тела нет "Я", а без "Я" нет самосознания Духа. Рассматривать Бога без воплощения, без "Я", как не присутствующий в сознании бесплотный дух есть недомыслие.
Так дух недомыслия дьявол обретает своих сынов в людях поклонившихся ему. Безличный дух обретает своё "я" в каждом, кто гордыней незнания противостоит в недомыслии Богу, не любит Его Логос.

***

В мыследействии "я" рассудочно отождествляясь с односторонней позицией не может обрести Целостности в самодвижени мысли, от чего страдает фанатическим догматизмом. Догматизм всегда фанатичен, другого нет, но уродство догматизма не всегда очевидно. Природа этого уродства в его ментальной абстрактности, в одностороннем видении и агрессивной борьбе с инакомыслием. Христос, принесший идею конкретности Богочеловека в единстве человека и Творца, при понимании их абсолютного различия, был убит физически фарисеями, исповедовавшими только разделение человека и Бога и не принявшими второй момент, Его единства.
В освоении мира, "я" приобретает самооценку. Самооценка показывает количество и качество собственности в присвоенном "я" содержании. Этот капитал может быть не только материально-вещественным, но и культурно-идеологическим, мыслительным, как у бедного богатого юноши, которому Христос предложил раздать свое имение и следовать за Ним. Этот юноша, как он думал, обладает собственностью с которой не хотел расстаться, но у "я" нет собственности ни на что, даже на себя, это Божий мир. Голым приходит в него человек и в посмертие ничего не унесет. Но человеку дана возможность Самим Творцом, явить Его в себе и хоть человек не может иметь в собственности Бога, но Бог может обладать человеком, обнаружить в Человеке Себя.
Поэтому в процессе разотождествления "я" с миром, самооценка постепенно приходит к нулю, обнаруживая в своеволии незаслуженное владение имением но по мере становления в Боге и Бога в чаловеке, по мере причастия к Божественной тайне растёт Его величие в нас, обнаруживается Его воля.
Но вопрос в том, что достигнутое познание Бога мертво без единства позиции "я" человеческого и "Я" Божественного. Если в человеке нет единства в "Я", то нет Жизни. Это единство возможно только через чувство веры человеческого "я" в "Я" Божественное, именно обретя знание о существовании Бога во внутреннем "я", приходит Истинная вера в Него и это уже даже не вера, а уверенность, видимость Его лицом к Лицу в себе, видение, имеющее в своей основе любовь, как объединенное в Личностную целостность благоговейное нахождение в Его Духе. Это молчаливое созерцание человеческим "я" торжества проявления Бога, причем, это одно и тоже "Я", в одном и том же отношении, есть и человеческое и Божественное.

***

В мышлении "я" обладает всеобщностью и сказать о себе "я" может каждый. Именно человек может сказать о себе "я", обладая языком и эта позиция, получившая существование через язык, общая всем людям. В этой позиции "я" мы едины друг с другом и бессмертны.
Но это всеобщее "я" являет всего лишь один момент из двух. Второй это непосредственная единичность "я" со всеми своими потребностями, состояниями и грехами, это субъект в своем эмпирическом временном облике. В этом отношении двух крайностей начинается движении мысли "я" о себе. И хотя я остаюсь конечным самосознанием, но в мысли возвышаюсь над всем конечным до абсолютного. При наличии таких двух крайних позиций, в целом "я" все же едино, но это единство находится для себя в борьбе с собой. В одном случае, мое внимание находится на стороне эмпирического, конечного сознания, в другом, я исключаю себя из себя, выношу себе суровый приговор и даю перевес бесконечному сознанию. "Я" есть это противоречие и это единение в борьбе происходит для меня. "Я" в Самом Себе определено как бесконечное, противостоящее мне как конечному, и как конечное сознание противостоящее моему мышлению как бесконечному. "Я" не один из участников борьбы, но "Я" -оба боящихся и сама борьба.
Итак позиция "я" тройственна:
первая - телесно-эмпирическая;
вторая - абстрактно-всеобщая
третья - единство первой и второй в борьбе.
Но это единение в кровавой борьбе не вечно, потому что Христос своим примером показал, как добиться мира через смерть самого разделения, где абстрактно-всеобщее(Закон), воплощаясь в телесно-эмпирическом, приводит к мирному единству в Воскресении.
Пиком противостояния при этом является Голгофа, в которой происходит скачек из смертельного противостояния в Божественную гармонию новой Жизни.

***

Разотождествление "я" отлично от отчуждения. Отчуждение связанно с уничтожением, вытеснением, а разотождествление с принятием. Например: когда "я" разотождествляется с телом или чувствами, то не происходит так, что чувства исчезают, конечно, интенсивность их в этот момент теряется, теряется одержимость ими, или иначе, полная захваченность "я" этими чувствами, но чувства остаются.
Но отчуждение с телом приводит к более печальным результатам. Человек перестает рассматривать сигналы тела как значимые и теряет с ним всякую связь. В экстремальной ситуации, имеющей короткий временной промежуток, это может помочь выжить, но в длительной перспективе не конструктивно и смертельно опасно. Разотождествление в отличии от отчуждения несет в себе, по отношению к телу, конструктивный момент объективного принятия существующих сигналов тела и понимание действительной картины происходящего.
Чувства, это реакция тела на мысль в ее образной форме. В отчуждении от "я", чувства перестают рассматриваться как нечто конструктивное, как форма познания мира; они рассматриваются как инородная, чуждая сфера желаний которая должна подвергнуться дрессировке рассудка или уничтожению. Например так происходит при так называемой борьбе с грехом. Но рассудочное регулирование, через запрет и вытеснение, приводит к положению обратному поставленной цели. Акцентирование внимания на уничтожении самого желания, приводит к постановке его на пьедестал борьбы, связанности с ним и зависимости от него. И чем больше желание достижения результата, тем дальше от него находится человек. Поэтому конструктивный путь состоит не в отчуждении, а в разотождествлении, которое предполагает принятие хотя бы факта наличия желания или возможности чувствовать его с последующим разотождествлением с ним. Борьба за моральное поведение не может происходить в лоб. Но накал противостояния желания и понимания может говорить только о том, что решение еще не найдено. Это происходит из за того, что в чувственной сфере веры часто возникает полное отчуждение словесной мысли и тогда образное мышление не осознается рефлексией в своих фантасмагориях, что приводит к закреплению конфликта, а не к его снятию. Проблема усугубляется тем, что ментальные схемы рассудка не вызывают ответных чувств в теле, из за своей безобразности.
В мышлении, отчуждение приводит к вытеснению образного представления и замене его рассудочными схемами. Богатый мир представлений уничтожается, теряется связь с чувственно-интуитивным инструментом познания. Только мудрость и разум могут снять это противостояние, привести к возможности поступать по желанию в необходимом и долг заменить склонностью поступать морально. Это и есть нравственность. Поэтому и привлекают образ любви, чтобы дать прочувствовать мысль, образ любви должен быть разъяснен разумом, потому что понятие любви не может в этом случае мыслиться в его первоначальном, человеческом значении.
Мышление устроенно таким образом, что для того чтобы дойти до конкретики понимания мысли в понятиях, необходимо пройти понимание в представлениях. Это понимание более абстрактно и содержит в себе способ символического мышления-представления в картинах-образах не оторвавшихся еще от материальной вещественности мира от абстрактной чувственности. Эти смысловые представления часто представлены в символическом виде притч, мифов, снов, или видений другого потустороннего мира, через картины и события в котором происходит само изложение смыслового содержания. Этот символический мир мышления в картинах и образах часто рассматривается как потусторонняя реальность, такая же реальность, как для философа предстоит реальность мира мыслей и понятий.

***

Итак человеческое "я" рождается из смерти, чтобы жить. Рождение, есть проявление, обнаружение, как переход грани небытия. В этом "я" все люди едины между собой. Каждый человек есть это изначальное "я" вне зависимости от тела и чувств с ним связанных, вне зависимости от мыслей и идей культуры. Это "я" есть начальная точка самосознания, где Бог и человек еще тождественны друг с другом. Это "я" противостоит смерти из которой вышло и в этом противостоянии обретает жизнь. Обретение жизни не есть еще победа над смертью, потому что только Бог побеждает смерть. Смерть есть небытие, уничтоженная жизнь и когда мы говорим что она(смерть) есть, то полагаем ее существование как фон в нашей жизни, на котором наша жизнь разворачивается в своем явлении. Но в жизнь Бога смерть входит как очищающая соль, без которой невозможна сама Жизнь в ее совершенстве. Физическое уничтожение это Переход в антимир идеи с его обратным вектором движения, это физическое отсутствие материи в информации Логоса.
Смерть человека, это смерть "эго", где исчезает присвоенная "я" собственность.
"я" отчуждает от себя "эго", разотождествляется с ним и с Богом, и с Богом доходит до смерти, до основания ничто, точки пустоты, приходит к началу. Смерть точка исхождения не только человека но и Бога. Но надо победить смерть в новом рождении. Смерть, то откуда исходит Промысел Бога. Промысел становится бытием в Творении. В Творении Бог изображает Себя, стремится к полноте. Полнота Бога, это Он Сам имеющий бытие. Но только вневременное бытие имеет настоящее и в воплощении создает реальность Бога как Истину.
Но дважды родиться можно только при жизни.
Дойдя до основания, "я" начинает путь в бытии Бога, в мире вневременного.
Бог творит человека по Своему образу и подобию, но это Творение начинается с появления Божественного "Я" в человеке, с самосознания. Самосознание, самоанализ есть источник познания отношений "я" и "Я".
У человека и Бога общее основание в ничто, но в нашем мире только бытие есть, а небытия нет. Во вневременном бытие и ничто переходят друг в друга но не равнозначны в мире бытия. Только Бог есть в мире бытия, человек, сам по себе, бытия не имеет. В человеке бытие имеет только "Я", как материальное ничто, как начало, как присутствие Бога.
Previous post Next post
Up