ГРИГОРИЙ РАСПУТИН: УБИЙСТВО. Сергей Михайлович Сухотин (продолжение)

Nov 06, 2014 11:17



И.А. Сухотина. Снимок известного петербургского фотографа Александра Адольфовича Оцупа.

Необыкновенный ребенок

Рассказать о супруге поручика С.М. Сухотина необходимо, поскольку именно она во многом определила участие своего мужа в заговоре.
Родилась Ирина в Острогожске в семье офицера Бирюкова и его супруги Марии Ивановны, урожденной Брониковской (1874†1928). Родители ее скоро развелись, мать снова вышла замуж за офицера Алексея Алексеевича Горяинова (1872†1935), удочерившего Ирину. Но и новый брак длился недолго. Вскоре после развода А.А. Горяинов вторично женился на княжне Чагадаевой. А Мария Ивановна стала еще больше уделять внимания дочери, серьезно занимавшейся музыкой с известными специалистами.



Ирина Горяинова со своим учителем - композитором, дирижером и профессором Петербургской консерватории А.К. Глазуновым. Фото А.А. Оцупа.

В августе 1909 г., как мы уже писали, Ирина вместе с матерью приезжала в Ясную Поляну. 12-летняя пианистка играла для Л.Н. Толстого, понимавшего в музыке толк. Присутствовавший при этом ближайший сотрудник графа записал в дневнике свои впечатления: «Ирина - очень энергичная и смелая, самостоятельная. […] Играет очень спокойно, и техника у нее удивительная». При этом он заметил важную черту юной исполнительницы: «…Ирина не принимала к сердцу похвальбу, не смущалась, не сияла удовлетворенной гордостью». Лев Николаевич отнесся к ней по-родственному, «как дед: поцеловал ее на прощанье».
Однажды между ними состоялся примечательный разговор:
- Как мне хочется скорее быть большой и скорее выйти замуж.
- Ты никогда не должна выходить замуж.
- Нет, я хочу непременно выйти замуж, чтобы иметь детей, которых мама будет воспитывать, и выберу себе хорошего мужа, доброго и который будет любить музыку.
- Если тебе уже непременно надо будет выйти замуж, то выходи не тогда, когда «хочу замуж», а когда «не могу не выйти». А хорошего мужа найти также трудно, как найти лучшее зерно из целого воза зерен. Все кажутся хороши. Если ты хочешь быть счастливой, то выучись одному: всех любить и не иметь даже дурной мысли против ближнего. Когда я слышу как о ком-нибудь говорят дурно, например - ах, какой он противный, -я сейчас же спрашиваю: противнее вас? И тот, кто осуждает, сконфузившись, молчит. И если бы ты знала, как чувствуешь себя легко, когда всех любишь, всем желаешь добра, никого не судишь.
Игра в Ясной Поляне была отнюдь не первым ответственным выступлением Ирины. Девочка часто играла перед публикой, причем весьма взыскательной, включая Царскую Семью. Сохранилось описание двух подобных камерных концертов. Его донесли до нас дневниковые записи матери пианистки Марии Ивановны Горяиновой, которые она издала в начале 1920-х годов в Берлине в книге «Струны прошлого». Издание это весьма редко ныне, поэтому мы позволим себе привести из него несколько обширных цитат.





Обложка книги М.И. Горяиновой и посвящение.

Вот запись с рассказом о первом таком выступлении (21 декабря 1908 г.): «День этот, воскресенье, выдался исключительный для Петербурга. Синее небо, солнце, легкий морозец. Уже накануне было известие, что 21-го, у А.А. Вырубовой Ира будет играть в присутствии Императрицы. […] В час дня мы отправились в Царское, в одном вагоне с О.Н. [Булыгиной] и Надеждой Илларионовной Танеевой. Ира была очень сосредоточена и серьезна. Она была в синем платье, а в картонке ехало новое белое, пикейное платье и новый красный бант.
Живет Анна Александровна у самого парка, по Церковной улице, № 2, в небольшом белом домике, по своей архитектуре немного напоминающий дом Лариных из “Евгения Онегина”. Меня очень интересовала внутренность такого домика, в котором так часто и с любовью бывает Государыня. Небольшая передняя, такая же столовая, гостиная в два света. Впечатление поэтичное, отрадное, свежее! В столовой был накрыт стол для шоколада, и перед каждым прибором букет ландышей и белых гиацинтов.



Дом А.А. Вырубовой в Царском Селе.

Как только мы разделись, Ира прошла со мною в спальню, где переоделась в свое белое платьице. Было около двух часов. Приехали фрейлины, кн. С.И. Орбелиани, Бюцова и Тютчева. Ира ушла в Анной Александровной в соседнюю комнату и стала у окна сторожить приезд Императрицы. Волнение ее было так велико, что руки были холодны как лед, и ей пришлось выпить воды с сахаром.
Ровно в 2 ½ часа подъехали парные сани (белые лошади под синей сеткой), и приехала Государыня с четырьмя Великими Княжнами.



Императрица Александра Феодоровна с А.А. Вырубовой во время прогулки на санях в Царском Селе. Государственный архив Российской Федерации.

Императрица была в черном (по случая траура по Великом Князе Алексее Александровиче) с маленькой шляпкой. Великие Княжны в песочного цвета шубках. […] Не мгу сказать, чтобы Она поразила меня Своей красотой. Но это воплощение такого величия и трагизма, что всё во мне трепетало, и несмотря на Ее величие, меня вдруг охватила к Ней страшная жалость. […]
По первым же аккордам Иры я заметила, что она сильно волнуется. Начала она с cis-moll-ного этюда Шопена и сыграла его еще трагичнее и глубже, но две-три нотки задела, чего с ней не бывает никогда. […] После каждой пьесы она вставала и Императрица кивала ей ласково головой. […]



Когда Ира кончила, Государыня сказала “Je crois qu`elle est fatiguée” [“Я считаю, что она устала”], и подозвав ее, усадила рядом на диван и стала спрашивать - “сколько она в день играет” и на ответ, что полтора часа - заметила: “Comme tu es heureuse, petit, de jouer si bien, sans beaucoup étudier” [“Как ты счастлива, маленькая, что играешь хорошо, долго не занимаясь”]. Интересовалась Она также, с кем Ира занимается научными предметами, кто ее любимые композиторы? - Тут подошли Великие Княжны и увели Иру в столовую, где Татьяна Николаевна схватила ее под руку и заставила рассказывать, как она проводит свой день? “Правда ли, что ты боишься Нашу Маму? Она такая добрая - никогда, никогда на Нас не сердится; а твоя мама строгая? Будет ли у тебя елка? Бываешь ли ты в театре?” Великая Княжна Анастасия Николаевна подбежала ко мне и спросила: “Она ваша?” и на мой утвердительный ответ - продолжала: “А она давно так хорошо играет?” […]
После это мы все пошли в столовую, где нас ждал шоколад и чай. Императрица подошла ко мне, поблагодарила за удовольствие, доставленное игрой Иры, и спросила, не утомляют ли ее концерты? Обратясь затем Ире, Она сказала: “Comme tu dois être heureuse de pouvoir composer”. За столом Она сидела наискосок от Иры и всё время ей улыбалась. […] Затем Императрица стала со всеми прощаться, и подойдя к Ире, взяла ее обеими руками за голову, поцеловала и сказала: “Сontinue à travailler” [“Продолжай работать”]. Когда Она была уже в передней, Ира бросилась вслед и Государыня, подозвав ее, и завязывая вуаль - вторично ее поцеловала, а через Анну Александровну передала Ире, чтобы она не забывала благодарить Бога за то дарование, которым Он ее наделил. Про игру Иры Она выразилась так: “Меня не удивляет техника, - но поразительны в таком ребенке - глубина и понимание”.
Когда сани отъехали, Анна Александровна передала Ире букет ландышей и гиацинтов, который привезла для нее Анастасия Николаевна, - но не решилась Сама ей их отдать. Самая застенчивая из Великих Княжон - старшая, Ольга Николаевна. С отъездом Императрицы всё сразу опустело, и Ира объявила, что она не в состоянии сразу ехать домой в прежнюю обстановку и видеть те же лица…»
25 декабря: «Рождество Христово. Вчера в 5 часов, как раз перед ёлкой, явился посланный из Канцелярии Ея Величества и привез Ире Грамоту с пожалованием к празднику Рождества Христова - брошки. Российский Герб с сапфирами и бриллиантами. Брошка, жалованная Самой Императрицей, - привела ее в восторг. В этот же день Ира получила еще один трогательный подарок: Ольга Николаевна прислала ей корзину цветов, к палочке, между цветами, было прикреплено прелестной работы золотое сердечко, всё усыпанное, как маком, мелкой бирюзой. В письме Ольга Николаевна говорит, что, желая Ире всего лучшего, Она присылает ей “Свое сердце”, со всею нежностью и любовью».
Новая встреча произошла три с лишним года спустя.
(2 марта 1912 г.): «Вчера А.А. Вырубова сообщила Ире, что завтра, в субботу, в 2 ½ часа дня Императрица выразила желание ее слушать».
5 марта: «Ира была в белом матросском платье, на шее кораллы, брошка Императрицы. […] … Пошли пешком, пришли, конечно, первыми. Гостиная в два света, светлая, яркая, всюду много цветов, особенно белых лилий. Анна Александровна, как всегда очень скромная, простая и трогательно-внимательная к Ире - встретила нас очень радушно. После нас приехала А.А. Пистолькорс с мужем, Дрентельн, Нилов, графиня [Е.С.] Соллогуб с мужем и дочерьми, В.В. Комстадиус с Мусей, Е.В. Воейкова, ее сестра, баронесса Фредерикс и много других. Позже всех - наша милая О.Н. Булыгина.
Наконец, в 3 часа 20 минут прибыла Государыня с Великими Княжнами. […] Императрица была в лиловом бархатном, раcшитом золотом платье, в большой лиловой шляпе с розами и мехом. За три года, что я Ее не видела, Она очень располнела, лицо утомленное, не так свежа, но та же чарующая, пленительная улыбка, ямочки и чудесные глаза. […]
Ира стояла у рояля и ждала, пока Ея Величество не окончила разговора с О.Н. Булыгиной, и затем, - с Ея разрешения начала […]



Ирина Горяинова. Фото 1912 г.

Государыня слушала ее очень внимательно. […] …Все попражались ее игрой. Императрица сказала мне, что Ира сделала громадные успехи, очень выросла, окрепла, но прибавила: “Не устает ли она от концертов?” […] Государыня в этот день была очень утомлена […], но все-таки Она захотела еще послушать […]; затем, сказав ей два раза “très bien, très bien ”, начала со всеми прощаться и ушла в переднюю, куда А.А. Вырубова прошла с Ирой Ее проводить. Государыня всё время говорила по-английски об Ире с Анной Александровной, но что, - она разобрать не могла, и затем, несколько раз улыбнувшись ей, уехала, поклонившись еще раз уже из саней. Ира стояла у окна пока сани не скрылись».
9 марта: «Вчера Ира получила подарок от Императрицы: coolant с двумя жемчужинами и рубинами. Оказывается, Императрица Сама выбирала эту вещь».



С кулоном, подаренным Императрицей.

Пианистка Ирина Энери была весьма популярна среди царскоселов. Поэт Н.С. Гумилев вспомнил ее в одном из своих фронтовых стихотворений, написанных в конце 1914 г.:
То слышится в гармонии природы
Мне музыка Ирины Энери…



Объявление о концерте Ирины Энери в газете «Новое время». 1914 г.

В мае 1916 г. Ирина Горяинова вышла замуж за своего знакомого еще с детства поручика С.М. Сухотина, которого свела с семьей своих новых близких знакомых. Ирина, писал хорошо знавший Сухотиных петербуржец, «была большая приятельница княгини Юсуповой и целые почти дни проводила у нее во дворце. Поэтому Сухотин был в дружеских отношениях с князем Юсуповым и принимал деятельное участие в заговоре убийства Распутина».



Ирина Сухотина.

Подтверждение тому находим мы и в книге посещений княгини И.А. Юсуповой за 1917 г., в которой записи Сухотиных встречаются неоднократно.



Запись И.А. Сухотиной в гостевой книге княгини И.А. Юсуповой. Петроград. 19 июля 1917 г. Собрание музея «Наша эпоха» (Москва).

Что касается Феликса Юсупова, то его, помимо прочего, в новом знакомом (С.М. Сухотине, супруге Ирины) не могло не привлекать увлечение того гитарой. Тем более, что Сергей Михайлович особо жаловал цыганские песни, столь нравившиеся и молодому князю. Кроме того, Сухотин и сам пробовал писать романсы, к чему также был не равнодушен Юсупов. Юсуповы были крестными родителями появившейся в 1917 г. на свет дочери Сухотиных - Наталии.



Запись С.М. Сухотина в гостевой книге княгини И.А. Юсуповой. Петроград. 27 июля 1917 г. Собрание музея «Наша эпоха» (Москва).

И.А. Сухотина не только знала о готовящемся преступлении, но и разделяла убеждения заговорщиков. В ночь убийства она вместе с госпожой Пуришкевич в санитарном поезде ожидала завершения дела.

Приношу особую благодарность моему знакомому, исследователю из Хельсинки, Руди де Кассерес за предоставленные фотографии и документальные свидетельства об Ирине Энери, хранящиеся в архивах Финляндии.

Убийство Распутина: русские участники

Previous post Next post
Up