ХОЖЕНИЕ К АГАФЬЕ ЛЫКОВОЙ (3)

Sep 13, 2017 09:04



Александр Семенович Лебедев. Этот рисунок, как и все последующие в нашей публикации, принадлежит участнице экспедиции 1989 г. красноярской художнице Эльвире Мотаковой.

Взбесившаяся Цифра

«Сейчас позже, чем мы думаем. Апокалипсис уже совершается».
Иеромонах СЕРАФИМ (Роуз) Платинский.

Участие личного представителя старообрядческого митрополита А.С. Лебедева имело далеко идущие последствия. Между заимкой на Еринате и старообрядческой митрополией в Москве завязалась переписка.
Результатом стало посещение Агафьи Лыковой 9 апреля 2014 г. новым предстоятелем РПСЦ - митрополитом Корнилием (Титовым).




В октябре 1989 г., во время моей недолгой работы в еженедельнике «Книжное обозрение», я опубликовал там статью «У Агафьи на Еринате», в которой, описывая ту августовскую экспедицию, предоставил Л.С. Черепанову возможность изложить его видение проблемы Лыковых.
В результате я получил отклики от нескольких разгневанных читателей, которых, как оказалось, не интересовали сами отшельники и взаимоотношения с ними нашего социума. Их почему-то волновал один лишь В.М. Песков, заслуги которого, как почему-то им казалось, ставились под сомнение теми, кто организовал эти «восемь экспедиций, занимались написанием диссертаций, книг, анализируя как “кормил, одевал и согревал лес”».
«Мне стало как-то не по себе - писала читательница из подмосковного Жуковского. - Почему писатель Л.С. Черепанов укоряет в чем-то, мне не понятно, В. Пескова?.. В. Песков безкорыстный и добрый, он любит природу и человека и не может причинить кому-либо боль».
Вот и вся логика и весь интерес!
Да что о какой-то газетной статье толковать, когда столь же резкой критике (которой он удивлялся и много лет спустя) подвергся Виктор Астафьев, опубликовавший в 1984 г. в «Новом мiре» свой рассказ «Медвежья кровь».
А ведь всего-то и написал там Виктор Петрович:
«Здесь, при слиянии двух рек, в уремной, густолесой пойме, стойбище старообрядцев Лыковых, вдруг сделавшихся знаменитыми на всю страну. Помимо журналистов, ринулись в тихое, потаенное становище разные люди, жаждущие зрелищ и развлечений. Привела сюда изможденный, изъеденный комарами отряд беззаветно преданная своему делу пионервожатая - чтоб дети разом и навсегда усвоили: ученье - свет, а неученье - тьма.
“Зайдем!” - показывают рукой в глубь густолесья спутники, старающиеся развлечь меня чем позанимательней.
“Только меня там и не хватало!” - перекрывая гул воды и рев мотора, ору я. И хотя голос относит и глушит, спутники поняли меня и успокоились. Один из них, местный журналист крепкого и несуетного пера, был у Лыковых не раз и не два. Останавливался у Лыковых еще в пятидесятые годы один из организаторов здешнего заповедника, умный лесной ученый и писатель Алексей Александрович Малышев, ныне проживающий в Теберде. Но ни журналист, ни писатель не сотворили сенсаций из деликатного материала, писали о житье-бытье Лыковых без “страстей и ужастей”, писали осторожно, не засвечивали их, как кротов, которые, будучи вынутыми из земли, на свету просто-напросто погибают.
Свежие могилы возле лыковского стана да будут наглядным уроком и укором всем, кто любит блудить ногами по лесу, пером на бумаге; помнить об этом надо для того, чтобы трагедия семьи старообрядцев не повторялась нигде более, а если уж так хочется новоявленным филантропам помочь людям, берусь указать деревни поблизости от Москвы или хотя бы в той же современной России, где многие семейства, в особенности старые люди, нуждаются в неотложной помощи, внимании, порой и в защите».



Дарственная надпись Л.С. Черепанова на только что вышедшей его книге «Леснина» (М. 1989).

Вскоре после той экспедиции Л.С. Черепанов свел меня с А.С. Лебедевым, составившим, как оказалось, письменный отчет для сведения митрополита Алимпия.
Александр Семенович вручил мне исписанную им целую кипу бумаг. Я обработал его, дополнив и уточнив при встречах с автором кое-какие моменты, приготовив на основе этого материал для публикации в журнале «Советская литература», в котором тогда работал.
Однако вскоре, вслед за редактором журнала А.С. Прохановым, я ушел в газету «День», оказавшись в водовороте новых дел и событий. Время - впрочем, как с тех пор и все последующие годы у нас в России - было бурное.
Текст же подготовленных к публикации записей так и остался в моем архиве. Копию я передал автору доклада А.С. Лебедеву. В 1990 г. они в сокращенном варианте вышли в журнале «Родина» под названием «Таежный просвет». Своим заглавием Александр Семенович (или редакция?) явно спорили с песковским «Таёжным тупиком».
Недавно, разбирая папки в старом бабушкином сундуке на чердаке дома, рядом с записями беседы с иконописцем отцом Романом (Тамбергом) я обнаружил и эту вот. Вместе с машинописью были фотографии, копии писем Агафьи и рисунков участницы экспедиции 1989 г. красноярской художницы Эльвиры Викторовны Мотаковой, предоставленных мне для так и не состоявшейся тогда публикации Л.С. Черепановым.
Пробежавшись по тексту, мне показалось неразумным оставлять его под спудом. Дело не только в самой лыковской теме (хотя и это, конечно, интересно). Как оказалось, Александр Семенович Лебедев, получив образование инженера-строителя в обычном советском вузе, сохранил живой старорусский взгляд на вещи вполне современные.
Свой отчет в Митрополию он написал - причем, довольно свободно, учитывая то, кому он был адресован, - в форме древнерусских хожений. При этом, ничуть не стилизуя, не «старя искусственно» постсоветскую реальность, цитируя даже - весьма к месту - и Маяковского (выпавшего из публикации в «Родине»).
В соответствии с этим документ этот и был озаглавлен нами: «Хожение старообрядца Александра Лебедева на Каа-Хем-реку и в горы Саянские в лето от Сотворения мiра 7497-е, от Рождества же Христова 1989-е».



Агафья Лыкова.

С описываемого нами времени прошло немало лет. Однако имя Агафьи Лыковой не забыто. Интерес в ней, к ее судьбе не иссякает. Время от времени появляются новые публикации.
Некоторые пишут о ней как об «одном из символов старообрядчества»: «это безконечная твердость духа, поразительная выносливость, терпение, умение выживать в самых сложных, самых экстремальных условиях. Тут и безусловное стояние за Веру, готовность пострадать за свои убеждения. Мы видим в этом облике пытливость ума, находчивость, живой интерес к судьбам мiроздания, умение ладить с природой и традиционное гостеприимство».
Но ведь всё это вообще обычные (пусть порой и подзабытые) русские качества. Вот что важно!
Прилетевший в апреле 2014 г. к Агафье Лыковой на вертолете старообрядческий митрополит Корнилий спросил ее о дальнейших планах. Она заявила о своем твердом намерении исполнить завет «тяти» - ни за что не покидать лесную пустынь. «Единожды приняв решение в зад ногами не идут».
Но ведь Агафья такая не одна.
«Они вон, - отмечал в 1991-м Виктор Астафьев, - только сейчас из тайги стали выходить землю брать».
В лесах Урала, Сибири, Алтая и Тувы до сих пор немало таких скитов.
Присовокупите к этому местное население, достаточно внятно описанное А.С. Лебедевым в его «хожении».
По существу, это наш - вполне реальный, практический - русский ответ нависшему над всем мiром цивилизационному рубанку, приобретшему в последнее время весьма страшненькие формы.
Всё это практика, а не теория сопротивления, которую разрабатывал в своих известных (доступных сегодня и в русском переводе) работах барон Юлиус Эвола: «Восстание против современного мiра» (1934), «Люди и руины» (1953), «Оседлать тигра» (1961).



За сеном.

Замечательной иллюстрацией того, с чем нам всем предстоит столкнуться в самом ближайшем будущем, являются «утечки», «проговоры», часто намеренные, но иногда, возможно, и граничащие с оплошностью. Недаром говорится: «Нет ничего тайного, что не стало бы явным».
Вот отрывок из недавней беседы главреда «Завтра» А.А. Проханова с советником министра внутренних дел РФ, отставным генералом-майором милиции криминологом Владимiром Семеновичем Овчинским, специалистом и протагонистом грядущей цифровой цивилизации.
http://zavtra.ru/blogs/slovo_i_tcifra
«Вопрос мой вот о чём, - обращается писатель к своему собеседнику, желая потрафить ему и, одновременно, как бы чего-то все-таки опасаясь. - Есть одна милая старушка, живущая в Боголюбском монастыре, она недавно приняла постриг. Она по сей день отказывается брать новый паспорт. За это её гнетут уже монахи, игуменьи требуют, чтобы она взяла паспорт. Она не хочет. Не хочет брать из-за этих рудиментарных, древних, во многом дремучих представлений о коде, о “числе зверя”, о чипизации. Не значит ли, что эта, казалось бы, дремучая старушка подняла восстание против цифры, что это - революционер, который обрекает себя, может быть, на гибель и на смерть, но не хочет подчиниться цифровому рабству?»
Ответил В.С. Овчинский (как, видимо, и подобает сыну заслуженного работника МВД СССР Семена Самуиловича) с присущим многим из них высокомерием непрошенных учителей, через губу:
«Во-первых, то, что происходит, - не цифровое рабство. Это та новая реальность, которая будет развиваться по своим законам. Во-вторых, революционер - это человек, который ведёт за собой других людей, чтобы устранить некое положение, убрать и сломать, допустим, цифровой мiр. Уже есть понятие цифровых луддитов, и будут те, которые станут сопротивляться. То, что вы сказали, - это просто категория людей, которые будут уходить от этого, как беглецы, как отшельники. Всегда будет такая категория, но очень незначительная. И её в конце концов настигнут, потому что уже от этой бабушки ничего не будет зависеть. Её всё равно превратят в цифру, как бы она ни сопротивлялась».
Предельно откровенно, как о диковинном звере каком-то («настигнут»), не правда ли?
Почти что как пелось в одной, советских времен еще, песенке:
Загоним все народы в катакомбы
И сбросим сверху атомные бомбы!




У постоянных читателей газеты на публикацию была, в основном, отрицательная реакция: «…Сегодня на страницы “Завтра” он вывел реального киборга, для которого людей уже нет. […] “Сумма технологий” родила чудовищных технократических Големов, для которых не может быть ничего святого».
Хотя отрицание это, как видим, и без глубокого понимания духовной сути происходящего, что, разумеется, и неудивительно: инструментария для этого у вечновчерашних «завтравцев» и их фанатов-читателей нет. А ведь господин Овчинский особо и не скрывался, совершенно открыто называя отцов цифровой экономики (точнее было бы всё-таки сказать - цивилизации).
Это, прежде всего, основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта Норберт Винер (1894-1964), по семейному преданию потомок известного каббалиста Моисея Маймонида из Кордовы. О нем мы уже однажды писали:
http://sergey-v-fomin.livejournal.com/67938.html
В наши же дни эту идею, по словам Овчинского, выдвинул американский экономист Джереми Рифкин - сын бакалейщика и его соплеменницы из семьи выехавших из России ортодоксальных евреев. Самой важной в рассматриваемом контексте стала вышедшая в 2011 г. его книга «Третья промышленная революция», после чего Рифкина приблизил к себе американский президент Обама и лидеры Евросоюза.
Каббалистическая основа проекта, как видим, налицо. Однако обвинять - в данном конкретном случае - А.А. Проханова за «предоставление трибуны» пропагандисту «человеконенавистнических идей» я все же не стал бы.
В пользу Александра Андреевича свидетельствуют заголовок, который он дал интервью: «Слово и цифра», сопровождающая его иллюстрация - средневековая гравюра «Каббалист» и, наконец, присутствующие, но при этом непроцитированные им непосредственно начальные стихи первой главы Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
О значимости этого Евангелия, и особенно в данном контексте, мы также как-то писали:
http://sergey-v-fomin.livejournal.com/143712.html



По ягоды.

В вопросе же, заданном Прохановым, напоминание об этих евангельских словах выглядит так: «В начале была цифра, и цифра была у Бога, и цифрой был Бог. Это то, к чему стремится цифровая реальность, - выкинуть слово как нечто иррациональное, божественное, связанное с эмоцией, с творчеством мiроздания в целом. Заменить его цифрой, заменить такой категорией, которая поддаётся уразумению, модификации, поддаётся тиражированию. Я повторяю: конфликт между, условно говоря, словом и цифрой - это гносеологический... конфликт…»
Как же реагирует на это Овчинский? - С одной стороны, запугивает: «Это тотальная реальность». С другой, пускает по ложному следу: «Панику поднимают атеисты [sic!]. Цифра никогда не заменит Творца».
Но это всё пустяки. Ведь получена поддержка на самом верху…
О присутствовавшем в июне 2017 г. на Петербургском международном экономическом форуме Президенте первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов во всеуслышание заявил, что тот буквально «полностью заболел» цифровой экономикой. (Приключилась же эта «болесть», кстати говоря, сразу же после встречи Путина в последних числах мая во Франции с президентом Макроном, той самой, во время которой, как говорили некоторые, ВВП от имени Запада был предъявлен некий ультиматум.)
Во время состоявшейся несколько дней спустя после форума (15 июня) «прямой линии» Путин внес коррективы, заявив, что цифровой экономикой не болен, но у страны без нее нет будущего. Так что заявление Овчинского о том, что киберэкономика «это тотальная реальность», - по существу является парафразом этого заявления Президента.
Вот и не верь после этого появившимся еще в 2016 г. сообщениям о замеченной на запястье президентской руки «красной каббалистической нити».
Заболтанная, конечно же, сразу после вброса в информационное поле, эта новость (объявленная сначала фейком, а потом, когда были представлены видеодоказательства, получившая интерпретацию некоего амулета «от зла и болезней», носимого «из-за страха потери удачи и богатства») теперь она, кажется, обретает смысл.
Интересно, что впервые, как говорят, эту «красную нить путинской защиты» заметили 19 мая 2016 г.
https://cont.ws/post/278220
Но ведь это день Святого Иова Многострадального, а, значит, день рождения нашего Царя-Мученика. Вот, стало быть, Кто обратил наше внимание!
Так вот и сходятся начала и концы. Выстраивается из осколков четкая линия. И тайное становится явным.
В стремительно приближающийся к нам предвыборный период часть этих торчащих острых ушек постараются подровнять, дабы те излишне не раздражали, однако снять полностью все вопросы просто невозможно.
А потому впору вспомнить слова, обычно приписываемые Аврааму Линкольну: «Можно обманывать часть народа всё время, и весь народ некоторое время, но нельзя обманывать весь народ всё время».



Агафья ловит рыбу.

А еще приходит на память сказанное уже в наше время, в 2004 г. митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом:
«В настоящий исторический момент абсолютно всё, происходящее в мiре, имеет причины духовные, а последствия - апокалиптические! Без учета этого невозможно правильно понять суть происходящих в мiре событий […]
...Глобальное общество строится именно сейчас. […] Путь этот, несомненно, является регрессивным, тупиковым, ведет к самоуничтожению цивилизации.
Нынешний процесс глобализации несомненно приведет к воцарению антихриста и кончине мiра. Это мы должны свидетельствовать перед всеми как непреложную данность».

Продолжение следует.

Бумаги из старого сундука, Александр Проханов, Староверы, Мемуар, Мысли на обдумывание

Previous post Next post
Up