Nov 04, 2013 19:41
Красноярская школа графического дизайна подвела итоги работы в этом году. При поддержке фонда Михаила Прохорова сессии школы проходят в городе на Енисее с апреля 2010 года. Дизайнеры - звезды российского и мирового сообщества - реализуют вместе с молодыми сибирскими коллегами (большинство которых - студенты Красноярского художественного института) проекты по брендингу культурных проектов, театральному плакату, экологическому, социальному дизайну, творческим стратегиям.
В этом году взялись за брендинг территории на примере Сосновоборска. Проблем в визуальном облике города - множество. «Когда мы разбирали Сосновоборск, начали с "фонтанирующего мавзолея", громадных каменных ванн в самом центре города, рядом с дворцом культуры "Мечта", - рассказывает куратор Красноярской школы графического дизайна Сергей Серов, кандидат искусствоведения, президент Московской международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела». - Увы, острые кромки мрамора и гранита по-прежнему подразумевают в российских городах благоустройство территории. Лучше на месте "фонтанирующего мавзолея" сделать экологический каскад, с фонтанами, который зимой бы превращались в горки для детей. Уютное местечко для отдыха, где можно лежать на газоне. Вы много видели в России городов, где можно ходить по газону, не то что лежать, как во всем мире? Во всех цивилизованных странах трава в городе существует для того, чтобы люди использовали этот кусочек природы».
Команда дизайнеров отметила несколько проблемных моментов в позиционировании города и в визуальном образе городской среды, и предложила 34 конкретные меры по их решению. Это великодержавные лозунги «Наша история - часть истории великой России», вместо которых появились теплые «Главное - здесь. Остальное рядом» (вместо «главного» можно подставлять «семья, дом, дети, чистый воздух», вместо «остального» - мегаполис с работой и городскими развлечениями). Затем, архитектура, не сомасштабная человеческому росту. Сосновоборск - город многоэтажек, это так называемый «космический» план, подчеркивает Сергей Серов, а вот «человеческий», уютный план, в городе отсутствует. Дизайнеры предложили то тут, то там расставить летние городские кафе, установить легкие павильоны (возможно, и крытые), в которых летом жители могли бы играть в шахматы, шашки, нарды, а зимой прятаться от ветра во время семейных прогулок.
С подачи молодых дизайнеров и их именитых наставников история с брендингом Сосновоборска могла попасть в новейшую историю России как уникальный факт состоявшейся значимой и заметной перемены облика территории.
Но городские власти задумались, как жители воспримут предложенные смелые (но, все же, главное, добрые, стильные, деликатно меняющие облик городских улиц) идеи, в свете предстоящих выборов главы города. Побоялись, что не оценят. И, при первом встречном порыве, пошли на попятную.
«Раз речь зашла о выборах, значит, безопасней ориентироваться на массовые вкусы, нельзя ничего менять, ничем рисковать, брать на себя ответственность, - размышляет Сергей Серов. - У дизайна, любого искусства, противоположный посыл. Всегда есть лидеры, которые за собой ведут, а не обслуживают уже сформировавшиеся вкусы».
Все же, ставить точку в этой истории рано. Идеи дизайнеров, хоть и, увы, без упоминания имен авторов, в Сосновоборске реализуются. Так, одна из участниц проекта художник Елена Королькова, которая работает в городской газете Сосновоборска, организовала «вязаные воскресенья». Сто жителей города (а ведь городские власти уверяли художников, что общественность максимально инертна и безразлична к переменам!) откликнулись на идею обвязать объекты городской инфраструктуры полотнищами, связанными разноцветной пряжей. Значит, город все-таки хочет измениться, и это именно городская администрация положительные перемены тормозит?
Сама Елена, отзываясь об участии в «Сосновоборском практикуме», призналась, что главное, чему она научилась на сессиях Красноярской школы графического дизайна - не бояться. «Я научилась не бояться проектировать, придумывать, отстаивать свои идеи», - рассказала Елена Королькова вчера, выступая перед гостями КРЯККа.
Татьяна АНТИПЬЕВА, Daily КРЯКК №5 2013
Графический дизайн,
Сосновоборск,
Красноярск,
Политика,
Дизайн-образование