Начало «домашней» цивилизации в России
Может начаться с Сосновоборска
Какие ассоциации вызывает Сосновоборск сейчас? Прицепы, сосны, широкие улицы, безликие высотки, скучный спальный придаток мегаполиса. Участники прошедшего в первые выходные марта Сосновоборского практикума Красноярской школы графического дизайна предложили конкретные меры, которые могут кардинально изменить город и, как следствие, его имидж
Красноярская школа графического дизайна работает при поддержке фонда Михаила Прохорова с апреля 2010 года. За три года дизайнеры - звезды российского и мирового сообщества - провели вместе со своими юными сибирскими коллегами (большинство из них - студенты Красноярского художественного института) несколько сессий. Они были посвящены брендингу культурных проектов, театральному плакату, экологическому, социальному дизайну, творческим стратегиям… Проходили и территориальный брендинг - на примере Красноярска. Об этой работе узнали в администрации Сосновоборска и пригласили «школьников» на практику в свой город. «Урбанисты говорят, что однажды надо заняться брендингом города. Мы можем сказать, что точка роста красноярской агломерации доросла до брендинга», - выразил уверенность заместитель главы администрации города Александр Рахманов.
Барьеры
Куратор проекта кандидат искусствоведения, президент Московской международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела» Сергей Серов побывал в городе сосен в ноябре 2012 года. На переосмысление участникам сессии он предложил несколько наиболее проблемных моментов в визуальной среде и позиционировании города. Во-первых, его смутили великодержавные лозунги в духе советского времени: «Сосновоборцы - часть единого народа» или «Сосновоборск - малая часть истории Великой России». Участники семинара предложили другую основу для концепции городской жизни: «Главное - здесь. Остальное - рядом», подразумевая под главным дом, детей, семью, чистый воздух, под остальным - мегаполис с рабочими местами и развлечениями.
Во-вторых, милитаристские детали. Два года назад в городе была создана аллея с выставленными в ряд пушками, будто бы готовыми в любой момент отразить нападение врага. О каких врагах сейчас может идти речь? К чему жителям уютного городка ощущать себя как на военном положении? Один из предложенных вариантов по смягчению агрессивного эффекта - перекрасить гаубицы в яркий цвет. Позитивный отклик аудитории также вызвала фотография пушки, ствол которой обвязан разноцветными полосатыми «гольфами».
В-третьих, архитектура, не масштабная человеку. Большинство зданий в Сосновоборске - девятиэтажки. Находясь рядом с ними или глядя на них, человек чувствует себя Гулливером, очутившимся в стране великанов. По мнению Сергея Серова, Сосновоборску можно взять пример с Нью-Йорка, сумевших «укротить» величие небоскребов Манхэттена: «На широченных тротуарах - множество уличных кафе. Можно сесть, расслабиться и смотреть на толпу, как на сцену в театре. А потом твой взгляд скользит вверх, на остекленные плоскости небоскребов, и ты понимаешь, что в «театре» есть лестницы на небо. Вдруг осознаешь, что одновременно существуешь в двух измерениях - в гигантском космосе открытых небес и, в то же время, в комфортном мире людей. В Сосновоборске же ты ощущаешь только бесчеловечный масштаб холодного космоса. А ведь достаточно сказать, что это город для детей, мам, бабушек и дедушек, как моментально приходят в голову крытые павильоны для игры в домино или шахматы, уличные кафе с развивающими детскими площадками поблизости».
Кроме того, при широких автомобильных дорогах в Сосновоборске отсутствуют парковки. При небольших расстояниях, которые вполне естественно преодолевать на экологичных и побуждающих к здоровому образу жизни велосипедах - нет специально отведенных для них дорожек.
Сергей Серов отдельно упомянул «фонтанирующий мавзолей» - облеченные в мраморные плиты гигантские ванны с одиноко торчащими зимой трубами фонтанов на площади перед Дворцом культуры «Мечта». «В северном городе, где зимы больше, чем лета, можно сделать горячие фонтаны», - предложил он.
Затем, Сосновоборск сегодня - город рекламного шума. Соседствующие друг с другом щиты с информацией о разнообразных товарах и услугах не выполняют задачи продвижения - человек попросту не улавливает индивидуального рекламного посыла в общем потоке «льющихся» с щитов сведений. Это как если бы десяток людей, находящихся в одной комнате, стали громко кричать разом. И, тем не менее, ощущается информационный вакуум: горожане не знают, откуда почерпнуть информацию, например, о культурных событиях.
Петр Банков, креативный директор визуально-коммуникационной группы «ДизайнДепо» (помимо прочего, занимавшейся дизайном Интернет-портала Правительства Российской Федерации и Сбербанка России) обозначил и другие барьеры территориального брендинга Сосновоборска. Это отсутствие развитого культурного пространства, восприятие жителями пребывания в городе как спального времени их жизни и ощущение, что это временно, и «когда-нибудь» они уедут туда, где лучше.
Драйверы
Однако у Сосновоборска, по мнению Петра Банкова, есть и мощные драйверы. Это возможность купить жилье сравнительно недорого, соседство с крупным промышленным и культурным центром, чистый воздух, сосновый бор и хорошие дороги. Александр Рахманов добавил ценное соображение об ощущении безопасности: родители не боятся отпускать детей гулять во дворы и рассказал еще о двух важных преимуществах: «Очередь в детские сады у нас самая маленькая в Красноярском крае. Школьное образование Сосновоборска находится в тройке лидеров по региону».
«Среда, в которой мы живем, воспитывает сознание человека, - высказалась Елена Мадиевская, куратор площадки «Территориальный брендинг» Московской международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела». - Поэтому брендинг является важным трендом в современном мире. Города конкурируют между собой: кто лучше, ценнее, человечнее. Для Сосновоборска, как и для любого другого города мира, важно, чтобы жители гордились тем, что живут здесь. С помощью различных инструментов территориального брендинга можно намагнитить город человеческой теплотой, энергией, сделать его ярким, красивым, удобным и привлекательным».
Предложения
Дизайнеры рассредоточили свои предложения по трем направлениям: визуальный облик городской среды, создание площадок для общения жителей и организация событий, которые будут способствовать сплочению городского сообщества.
Для логотипа думали использовать изображение белки, как самого распространенного городского животного (и любимого объекта шуток - например, ходит байка, что рыжая бестия, ворвавшаяся в форточку, сорвала совещание с прежним губернатором Александром Хлопониным). Но остановились на зеленой «снежинке» - ведь именно ее видишь, если смотришь на сосновую ветку сверху.
Другое направление - создание символических городских объектов. Есть идея все трансформаторные будки и вентиляционные шахты в городе покрасить в яркие цвета, например, в оранжевый - цвет сосен на солнце и рыжих белок.
Определяющий момент в визуальном облике города - навигация. Таблички, указатели, наличие и доступность тех же расписаний автобусов - это то, как город «разговаривает» со своими жителями. Прозвучало, например, предложение номера домов сделать крупными и скрутить цифры из неоновых трубок, чтобы ночью они подсвечивали углы домов. Предположили, что навигация может учитывать и уникальную для города ситуацию народного нейминга - сложившейся традиции давать тому или иному дому имя собственное. Дизайнеры предложат, как это можно обыграть в домовом указателе или благоустройстве двора.
Еще одна важная площадка в сфере визуального благоустройства - городской бор. Есть мысль создать и визуализировать в нем несколько троп для разных аудиторий: дорога мудрости, например, для пожилых горожан, романтические закоулки - для молодых, сказочные дебри - для семейного отдыха с детьми.
Все идеи и предложения обсуждались с представителями администрации Сосновоборска, тут же одобрялись или подвергались корректировке. Работу по четырем указанным векторам визуального направления молодые дизайнеры будут вести три недели марта, после чего вместе с лидерами из взрослого профессионального сообщества снова приедут в Сосновоборск с уже готовыми эскизами.
В списке предложений по территориальному брендингу, одобренных администрацией, 34 пункта. При участии Александра Рахманова они были проградуированы по степени сложности исполнения. Среднюю оценку получили такие идеи, как организация мест для пикников в бору, развивающих игровых площадок по всему городу, проведение «чемпионата по дурацким видам спорта», массового флэшмоба по кормлению белок в лесу или международного конкурса красоты… среди снеговиков. К числу наиболее сложных отнесли такие меры, как обустройство беседок для домино, площадок со спортивными тренажерами во дворах.
Воля стать лучше
Для того чтобы все идеи осуществить, нужна воля администрации и жителей города, убежден Сергей Серов: «Здесь, на встрече в Сосновоборске, мы увидели практически идеальную ситуацию. Наш семинар прошел в очень хорошей атмосфере полного доверия, быстрых и адекватных реакций от представителей городской администрации. Это дает надежду, что проект будет развиваться по максимальному сценарию. Теперь важно еще получить общественную поддержку. Мы очень рассчитываем на помощь сосновоборских СМИ, представители которых были на встрече».
Остался доволен встречей и Александр Рахманов: «На мой взгляд, сессия прошла успешно. Мне практически все идеи показались любопытными. Запала в сердце мысль сделать горячие фонтаны. Это классно! Это из категории идей, которые лежат на поверхности и технически несложно организуемы. В целом, у участников семинара есть понимание о конечном «продукте», который появится на улицах. Это движение к конкретному результату и представляется наиболее важным на данном этапе проекта. По моему мнению, пришел подходящий момент, чтобы городское сообщество занялось благоустройством вместе с властью. Мы выступаем катализатором процесса, но мы бы хотели, чтобы жители включились в процесс организации городского пространства и жизни как таковой».
У Сосновоборска появился шанс создать успешный прецедент российского территориального брендинга. Прежде ни один город в стране не старался понравиться своим горожанам, стать для них по-настоящему комфортным. В случае удачной реализации если не всех, то хотя бы большинства задумок бывшая краевая столица прицепов действительно может стать городом ярких дизайнерских идей, делающих жизнь жителей комфортнее, радостнее и уютнее. Или, как выразился Сергей Серов, моделью для создания «новой домашней цивилизации», которую потом могут применить другие унылые российские города.
Татьяна АНТИПЬЕВА
"ПРОЕКТЫ КРАСНОЯРЬЯ". Региональный строительный еженедельник. Официальное издание Министерства строительства и архитектуры Красноярского края и Союза строителей Красноярского края. - 2013, №9 (334). - С.7